Развитие ребенка Статьи Конфликты и буллинг Стратегии, которые помогают при буллинге
Стратегии, которые помогают при буллинге
Рейтинг
5

Реакция ребенка на притеснение напрямую зависит от социальных целей, которые он перед собой ставит

Стратегии, которые помогают при буллинге

Многие задаются вопросом, почему буллинг стал настолько распространенным явлением в наше время. Исследователи Иллинойского университета задались несколько иным вопросом: как дети реагируют на притеснение сверстников и какие социальные установки наиболее эффективно помогают им при буллинге. Ответ на этот вопрос может повысить эффективность мер по снижению негативных последствий школьной травли, а, возможно, и уменьшить количество ее проявлений.

Итак, главный вопрос, интересовавший исследователей, состоял в том, какие стратегии дети выбирают для борьбы с притеснениями со стороны своих сверстников и какие цели они ставят перед собой в своих социальных отношениях.

Исследователи провели анкетирование 373-х второклассников с целью выяснить, сколько из них сталкивалось с притеснениями сверстников и как они справлялись с этой проблемой. Половина детей сообщили, что хотя бы раз были объектом насмешек, сплетен, физического запугивания или других форм буллинга, и рассказали о том, как они на него реагировали, а также о том, какие цели они преследовали в своих социальных отношениях.

Сознательно или нет, дети принимали на вооружение одну из трех стратегий построения социальных отношений.

  • Стратегия № 1. Некоторые из них сосредотачивались на развитии отношений со сверстниками. Они хотели улучшить свои социальные навыки, чтобы узнать, как приобретать друзей.
  • Стратегия № 2. Другие дети были заинтересованы в демонстрации своей социальной компетентности. Для этого они старались повысить свой статус среди сверстников или получить их одобрение. Такие дети говорили: «Я хочу быть крутым», «Я хочу нравиться другим детям», «Я хочу дружить с самыми популярными сверстниками».
  • Стратегия № 3. Третьи пытались избегать негативных суждений других детей. Те, кто выбрал третью стратегию, говорили: «Я не собираюсь делать ничего, что может привлечь ко мне негативное внимание», «Я не буду делать то, что выставит меня проигравшим или что смутит меня и заставить нервничать».

Далее исследователи продолжили наблюдать за детьми, чтобы определить, каким образом их социальные цели повлияли на способ справляться с буллингом в третьем классе.

  • Как и следовало ожидать, они обнаружили, что дети, которые были наиболее заинтересованы в развитии отношений, имели более позитивное восприятие себя и скорее проявляли готовность сотрудничать, чтобы ослабить конфликт с другими детьми. Когда другие дети преследовали их, они были более склонны к применению упреждающих стратегий, направленных на решение возникшей проблемы. Дети из этой группы обращались к учителям и старшим за советом или моральной поддержкой. То есть школьники, которые старались развивать отношения, были менее склонны импульсивно реагировать на притеснения.
  • Дети, которые хотели выглядеть «крутыми» и демонстрировать свою компетентность, были менее склонны использовать упомянутые виды обдуманных стратегий и более склонны принимать ответные меры. Эти дети имели более предубежденное негативное восприятие своих сверстников.
  • Те, кто хотел бы избежать негативных суждений, были менее склонны принимать ответные меры в отношении сверстников. Они были более пассивными и просто игнорировали то, что происходило. Такой подход может оказаться полезным в некоторых случаях, особенно для мальчиков, которые более склонны к физической агрессии, но в то же время пассивное реагирование может увеличить количество проявлений буллинга.

По результатам исследования, детьми, которые были наиболее подвержены притеснениям во втором классе, оказались дети, которые пассивно относились к травле, старались уходить от ситуации, размышлять о ней наедине, прокручивая все снова и снова, и не предпринимали каких-либо активных действий. Кроме того, они почти не демонстрировали готовность к решению проблем буллинга в третьем классе.

Какой из этого следует вывод? Понимание социальных стратегий ребенка может привести к совершенствованию мер, направленных на решение проблемы насилия в школе.

Если просто сказать детям, что и как нужно сделать, они, скорее всего, продолжат действовать по своему прежнему неэффективному сценарию, так как сказанное может не вписываться в их социальную стратегию.

Поэтому понимание того, какие социальные цели ставит перед собой ребенок и почему он на самом деле действует так, а не иначе, будет иметь решающее значение для позитивной коррекции его поведения.

Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.

Развитие ребенка
26.01.2017

Генераторы практических заданий
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев


Чтобы получать все публикации
от сайта «Развитие ребенка»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Розвиток дитини

Спасибо,
не показывайте это мне!