Оценить материал

Когда и как ребенок учится рисовать

Возрастные нормативы для детей 1,5–3-х лет и значение рисования для процесса их развития

Когда и как ребенок учится рисовать

Для взрослого рисунок двухлетнего ребенка это лишь каракули, для ребенка же – отражение его богатого мира.

Рисование это не только развлечение. Ребенок знакомится с цветом и формами, развивает умение наблюдать и свою зрительную память, тренирует руку и приобретает навыки мелкой и крупной моторики. Рисунок позволяет выразить свои чувства, что особенно важно, так как двухлетний малыш еще не может высказать словами то, что чувствует. Рисунок служит ему также инструментом для запечатления ежедневных событий.

Рисование является хорошим побуждением к укреплению концентрации внимания через сосредоточенность в течение какого-то времени на одном виде деятельности. Ведь чтобы что-то нарисовать, нужно хотя бы минуту посидеть спокойно. При рисовании также развивается память. Когда ребенок рисует бабушку, друга или собаку, он должен сначала вспомнить, как они выглядят. Картина возникает в его воображении, а поэтому редко выглядит «так как должно», например, небо может быть зеленым, а папа – больше, чем дом.

Черточки и закорючки

Только некоторые дети начинают рисовать в возрасте около года. Большинство же приступают к этому творчеству около трех лет, когда из-под их карандашей начинает выходить что-то, что хоть приблизительно напоминает человека, кошку или дом.

Однако прежде чем это произойдет, ваш ребенок должен будет освоить несколько важных навыков. Примерно в 18 месяцев он уже будет умело водить по бумаге толстым цветным карандашом, держа его всем своим кулачком (левым или правым, или один раз так, а другой раз иначе, или даже двумя сразу), а свободной рукой придерживая бумагу, чтобы она не скользила. Первые рисунки полуторагодовалого ребенка не представляют практически ничего, и по замыслу автора тоже. Сидя перед пустым листом, малыш не думает: «Сейчас я нарисую мишку», он только хочет покрыть белую плоскость разноцветными «мазками». Это могут быть черточки или каракули – что больше понравится.

Беспорядочные формы, создаваемые на бумаге уже двухлетним ребенком, становятся более понятными. Малыш рисует около 20-ти различных элементов, которые можно разделить на три группы:

  • длинные горизонтальные зигзагообразные линии;
  • короткие линии (черточки), направленные в разные стороны (ребенок учится отрывать карандаш от бумаги и касаться им какого-нибудь другого места);
  • спирали и закорючки (начало кружков, являющихся, в свою очередь, предшественниками первых фигур).

Портреты

Между вторым и третьим годами жизни происходят существенные изменения. Малыша не забавляет уже само покрытие листа черточками и завитками. Он пробует рисовать людей, животных, дома, известные (и важные для него) предметы. Бывает, что в начале работы он торжественно провозглашает, что именно будет создано, а потом в середине работы ни с того, ни с сего меняет свое мнение о рисунке. И это совершенно нормально. Ребенок имеет такое богатое воображение и столько идей сразу, что даже после окончания рисования может каждый раз по-другому объяснить, что же всем демонстрирует.

Хотя картинки все еще остаются далекими от фотографической точности, становится легче их расшифровать. Это происходит потому, что ребенок все лучше и лучше владеет движениями кистей рук и все точнее воспроизводит различные формы. Из беспорядочного хаоса появляются линии, крестики, треугольники, прямоугольники и круги. Благодаря кружкам и черточкам ребенок может создать первые «портреты», как правило, в виде славных «осьминогов» или солнышка. Еще одним из наиболее распространенных, многократно повторяющихся мотивов первого детского творчества помимо «портретов» является дом, а также близкие люди. По мере того как ребенок растет, его рисунки становятся все более и более реалистичными и богатыми различными деталями. Вместо многочисленных импрессий (впечатлений и ощущений) на бумаге появляется один взлелеянный и доработанный деталями несложный рисунок.

Сессия изобразительного искусства

Когда наступит время рисования, обеспечьте ребенка большим количеством бумаги и карандашей. Если малыш ничего не хочет рисовать, никогда не заставляйте его, но постарайтесь, чтобы карандаши и бумага всегда были под рукой (на случай, если он вдруг передумает).

Если же у него уже получается какой-то рисунок – хотя бы зигзаг, который он назовет змейкой, – проявите радость и похвалите ребенка изо всех сил. Развешивая его рисунки в комнате или на холодильнике, вы показываете, насколько цените их, что, как правило, невероятно окрыляет ребенка. А может даже однажды вы засядете вместе за совместной творческой сессией? Это будет просто прекрасно!

Двухлетний ребенок:

  • рисует штрихи во всех направлениях;
  • рисует отдельные черточки и много каракулей;
  • рисует завитки и загогулинки;
  • заполняет лист бумаги различными «каляками-маляками»;
  • начинает называть свои рисунки;
  • любит рисовать толстыми восковыми карандашами (особенно темных тонов);
  • любит иметь большое поле для «маневров» (например, на упаковочной бумаге);
  • любит, когда вы его хвалите.

Трехлетний ребенок:

  • лучше всего рисует что-то похожее на осьминогов (то есть кружочек с веретенообразными конечностями);
  • начинает добавлять детали в рисунок лица (глаза, рот, нос);
  • в течение недели может создать несколько десятков рисунков;
  • будет вне себя от радости, если вы подпишете какой-нибудь из его рисунков и повесите на видном месте, например, на холодильнике;
  • оценит альбом для рисования в формате А4 и пастельные краски, а также цветные мелки ярких цветов.

Гость
Оцените материал