Оценить материал

Метод Марии Монтессори для дошкольников (часть 1)

Что нужно знать родителям малышей о принципах работы «монтессорианских» детских садов

Метод Марии Монтессори для дошкольников (часть 1)

Нетрудно заметить, что в наше время появляется все больше и больше детских дошкольных образовательных учреждений, имеющих какой-то профиль. В основном это касается частных заведений, однако определенное профилирование все чаще можно встретить и в государственных детских учреждениях. Существуют языковые, музыкальные и художественные детские садики, а также те, которые организованы согласно принципам, разработанным выдающимися педагогами. К последним можно отнести набирающие популярность «монтессорианские» детские сады.

Несколько слов о Марии Монтессори

Мария Монтессори (1879–1952), создатель образовательного метода Монтессори, была одной из первых женщин-врачей в Италии и одной из первых обладательниц ученой степени доктора наук. Кроме того, благодаря своей чуткости, открытости и целеустремленности она стала прекрасным педагогом. Почти всю свою сознательную жизнь Монтессори посвятила работе с детьми разных рас, национальностей, материального статуса и разных уровней интеллекта.

Свою работу она начала в психиатрической клинике, где заботилась о группе умственно отсталых детей, лишившихся родительской опеки. Наблюдая за ними, Монтессори обнаружила, что дети обладают определенной внутренней силой, которая буквально толкает их к развитию. Оставалось лишь пробудить эту силу, создав соответствующие условия. Непрерывно наблюдая за детьми, Монтессори придумала разного рода учебные пособия, которые стимулировали развитие ее подопечных в различных областях знаний. В результате ко всеобщему изумлению обученные ею «недоразвитые» дети оказались очень смышлеными и достигали лучших результатов в обучении, чем даже здоровые дети.

Известно, что на школьной олимпиаде в Риме, которая состоялась в 1900 году, воспитанники Марии Монтессори – «дети-идиоты» (так в то время называли детей, отстающих в интеллектуальном развитии) превзошли детей из обычных школ в письме, счете и чтении.

Тем самым доктор Монтессори доказала, что традиционные методы работы с детьми приводят к подавлению природной индивидуальности ребенка, а следовательно, эффективно задерживают его нормальное развитие. Это стало основой ее новой педагогической системы. В дальнейшем она переключилась на работу с интеллектуально здоровыми детьми и продолжила совершенствовать свой метод.

«Я учила ребенка...»

«...я брала то, что ребенок мне предоставлял, и выражала это – так был создан метод, называемый методом Монтессори», – говорила она о своей работе.

Основным открытием Марии Монтессори, а также сутью ее педагогики было утверждение, что каждый ребенок индивидуален, а следовательно, должен развиваться в соответствии с полностью индивидуальным планом развития. В нем непременно должны учитываться его возможности и способности, которые позволяют ребенку учиться самостоятельно и вместе с тем эффективно. В этом плане должно быть прописано все, что побуждает ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.

Ее педагогическая концепция была основана на огромной природной потребности ребенка познавать мир и учиться посредством своей деятельности, активности, спонтанных и самостоятельных действий. Интересно, что в свое время именно ребенок обратил на это внимание Марии Монтессори, попросив ее: «Позволь мне сделать это самому!». Эти слова в дальнейшем стали лейтмотивом «монтессорианской» педагогики.

Внутренние потенциалы развития, заложенные в каждом малыше, нуждаются в определенных возможностях для своей реализации. Такими возможностями являются специально созданные условия воспитания и обучения, которые учитывают важные свойства детского мышления, открытые Монтессори. Такими свойствами являются:

  • Абсорбирующая психика («впитывающее сознание», «абсорбирующий дух») – так Монтессори называла способность детского ума к некритичному, непрерывному и всестороннему регистрированию того, что он видит и слышит. Ребенок не осуждает, не отвергает, не имеет привычки решать, что хорошо, а что плохо, что правильно или ошибочно. С момента рождения его мозг (ум) работает как губка – впитывает абсолютно все! Также Монтессори сравнила его с фотопленкой, которая точно отображает реальность (в отличие от ума взрослого человека, который скорее походит на эскиз, т. к. не передает в точности то, что воспринимает).
  • Чувствительные фазы («сензитивные периоды») – Мария Монтессори обратила внимание на то, что ребенок в своем развитии проходит определенные периоды повышенной чувствительности, узко ограниченные временем, т. е. имеющие свои начало и конец, которые являются наиболее благоприятными для развития тех или иных навыков. Причем такое время, в течение которого ребенок может так легко и интенсивно учиться, – время чувствительной фазы, никогда не повторится в его жизни. Ребенок может заинтересоваться лужей на дороге, животным, тем, что делается на кухне, завязыванием шнурков, буквами, счетом и т. д. И если тут же получит возможность экспериментировать с тем, что его так заинтересовало, то будет учиться очень быстро и без усилий. Если в это время не стимулируется развитие определенной способности (умения), которая должна развиться именно в этой фазе, ее развитие задерживается и в последующие годы будет затрудненным. Если мы, например, не заметим или проигнорируем чувствительную фазу своего ребенка к обучению письму (буквам) (она, кстати, может возникнуть и раньше, чем нам кажется), последующее изучение алфавита будет происходить гораздо сложнее. Чувствительные фазы нельзя вызвать искусственно, их прохождение также нельзя ускорить. Их просто необходимо искусно замечать для того, чтобы своевременно помогать ребенку в его развитии.
  • Поляризация внимания (называемая также «феноменом Монтессори») – это явление, возникающее в период наступления определенной чувствительной фазы при максимально благоприятных для нее условиях. Это состояние, когда ребенок самозабвенно погружается в выполняемое занятие и посвящает ему абсолютно все свое внимание, подолгу концентрируясь на нем одном. Внешние стимулы при этом не имеют никакого значения, потому что для ребенка важно только его действие. Каждый раз, когда малыш переживает момент поляризации внимания, он становится более спокойным, веселым и открытым.

Дошкольник по Монтессори

В своей работе доктор Монтессори наблюдала за развитием детей и подростков от рождения до 24-х лет. В дальнейшем она разделила его на несколько этапов, каждому из них дав свое название. Первый, самый интересующий нас этап – это возраст от рождения до шести лет. В нем наибольшее внимание ребенка привлекает ближайшее окружение, т. е. то, что находится в пределах досягаемости и видимости. Это время, когда формируется индивидуальная и неповторимая личность, а следовательно, воля и характер ребенка. В течение первых трех лет пока еще бессознательно, а в течение последующих трех – более осознанно. Чувствительные фазы в этот самый существенный для дальнейшего развития ребенка период сосредоточены на шести областях:

1. Движение (развитие движений и действий) – с момента рождения ребенок развивает крупную моторику (перемещение), а также мелкую моторику (совершенствует навыки захвата кистью); обучение в этот период в основном базируется на движении.

2. Порядок (восприятие порядка) – ребенок испытывает большую потребность в поддержании порядка и рутине, что помогает ему в построении определенной внутренней структуры, которая, в свою очередь, имеет важное значение для ориентации в окружающем мире; поэтому все должно иметь свое место и предназначение, чтобы обеспечивать ребенку ощущение безопасности.

3. Чувства (сенсорное развитие) – это период, когда ребенок совершенствует органы чувств и познает посредством них окружающий мир (посредством органов зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса), а значит, ему необходимо предоставлять учебные материалы, которые в большей мере воздействуют именно на органы чувств.

4. Чувствительность к деталям (восприятие маленьких предметов) – дети в этот период обращают особое внимание на мелочи, они могут посвятить им очень много времени, пребывать в завороженном и очарованном состоянии от маленьких предметов, относятся к крошечным деталькам, как к бесценным сокровищам.

5. Общественная жизнь (развитие социальных навыков) – социальная заинтересованность просыпается в ребенке в возрасте около 2,5 лет и в дальнейшем может проявиться в более широкой среде, например, в дошкольной группе (иногда, возможно, даже раньше). Дети с удовольствием учатся друг у друга и помогают один другому; учатся терпеть, уважать потребности других и сотрудничать с такими же, как и они, малышами.

6. Язык (развитие речи) – сначала ребенок просто подражает взрослым; интерес к буквам и цифрам начинается в возрасте 3,5–4,5 года, соответствующая стимуляция в этот период может пробудить в ребенке желание писать; чуть позже наступает период интереса к чтению.

Чувствительные фазы в этот период настолько разнообразны, что, учитывая сочетание с «впитывающим сознанием» ребенка, обусловливают практически непрерывное воздействие на малыша. Конечно же, каждая мама или каждый папа замечали у своего ребенка периоды особого интереса к каким-то действиям. Малыш интенсивно концентрирует внимание на этой деятельности, а занятие ею сочетается у него с большой радостью и внутренним удовлетворением. Поэтому важно внимательно наблюдать за ребенком и поддерживать его. Также не менее важно как для родителей, так и для педагогов создавать условия, в которых ребенок сможет как можно чаще достигать такого состояния ума и духа.

О том, как выглядит стимуляция развития ребенка в этом периоде в условиях «монтессорианского» детского сада, вы узнаете в следующей статье.

Гость
Оцените материал