Оценить материал

Составляющие интеллектуального развития ребенка

Факторы и идеи, которые способствуют развитию и повышению умственных способностей ребенка

Составляющие интеллектуального развития ребенка

Умение охватывать взглядом всю страницу и запоминать материал, решать проблемы творческими и нестандартными способами, изучать новые предметы быстро и легко, сосредотачиваться на чем-либо, не отвлекаясь, знать предмет лучше других, быстро и легко придумывать новые концепции и идеи, изобретать новые механизмы, которые помогут изменить мир, – все это свойственно высокоинтеллектуальным людям.

За последние несколько лет значительно увеличилось количество исследований, связанных с изучением развития мозга и его функций. Все знают, что у младенцев нейронные связи развиваются очень быстро, а впоследствии процесс замедляется и достигает своего пика к моменту, когда мы вырастаем. Однако мозг не прекращает формировать нейронные связи, прокладывая все новые и новые пути. Этот процесс длится до самого конца нашей жизни и называется пластичностью мозга.

Люди постоянно изобретают новые способы повысить коэффициент своего интеллекта. И на основании последних исследований появилось множество теорий и техник, позволяющих сделать это. Наилучшим временем для начала развития умственных способностей является младенчество и раннее детство. Однако эти методы эффективны в любом возрасте. Давайте рассмотрим несколько идей, которые были апробированы в последнее время.

1. Связь левого и правого полушарий

О том, что левое и правое полушария отвечают за разные функции, всегда было много дискуссий. Существует множество теорий о том, что левое полушарие является «аналитическим», а правое – «творческим». Левое полушарие отвечает за речь, в то время как правое за образное мышление.

Исследования доказали, что крепкая связь между полушариями мозга помогает человеку соединить разные навыки при решении проблем в повседневной жизни. Это называется «целостным мышлением мозга».

Все техники усиления связи между полушариями мозга включают в себя все, что связано с движениями с перекрестной координацией. Например, дети так двигаются, когда учатся ползать. Для движения вперед они используют левую руку и правую ногу, а потом правую руку и левую ногу. Такие перекрестные движения помогают развивать связь между двумя полушариями мозга.

Возможно, вы слышали о том, что ребенок, который начал сразу ходить, может в будущем иметь проблемы с крупной моторикой. Исследования доказывают, что дети, которые не научились сначала ползать, в дальнейшем не имели никаких проблем с моторикой, однако, без сомнения, ползание очень полезно как для детей, так и для взрослых.

Перекрестное движение можно увидеть и во время ходьбы. Правая рука подается вперед вместе с левой ногой, а потом левая рука с правой ногой. Ходьба очень полезна и для здоровья в целом.

Еще один эффективный вид деятельности – это писать недоминантной рукой. Ребенок-правша должен пробовать писать левой рукой, а левша, наоборот, – правой. Всего несколько минут такой деятельности в день принесут большую пользу.

Очень полезно просто барабанить – это помогает усилить связь между двумя полушариями мозга. Также это поможет ребенку вспоминать и запоминать сложные комбинации движений. Так что пусть он барабанит в свое удовольствие.

Существует еще много разных видов деятельности, которые помогают усилить связь между левым и правым полушариями. Главное найти то, что будет подходить именно вашему ребенку.

2. Кислород, которым мы дышим

Количество кислорода, которое поступает в наш мозг, играет большую роль в его развитии. Дети, которые проводят время на улице, играют, прыгают и балуются на свежем воздухе, наполняют свои легкие большим количеством кислорода. Этому также способствуют рыбалка, плаванье в реке или озере, катание на роликах и коньках – все виды активного времяпрепровождения.

В наше же время дети преимущественно проводят время за телевизором, компьютером или выполнением домашних заданий. Для здорового развития мозга нужен баланс между физическими упражнениями и учебой.

Все активные виды деятельности развивают координацию, а также жизненную емкость легких. Существуют несколько конкретных видов деятельности, которые будут максимально полезны для детей.

Плаванье – один из самых полезных видов спорта. Доказано, что плаванье полезно в любом возрасте. При плавании развивается жизненная емкость легких. Йоги используют плаванье в качестве интенсивной дыхательной гимнастики, которая улучшает равновесие и внимание. Плавание под водой и ныряние с постепенным наращиванием времени пребывания под водой также увеличивают жизненную емкость легких и активность кровеносных сосудов. Все это положительно влияет на способность сосредотачиваться, а также на повышение коэффициента интеллекта.

3. Диета и питание

Мы – это то, что мы едим. Слышали такое выражение? Ну, конечно. Ребенок развивается во всех направлениях. Но вместе с его телом развивается и его мозг. Нет необходимости говорить о том, как питание влияет на развитие сильного тела и здорового мозга. Однако мы часто забываем о негативном влиянии на здоровье ребенка загрязнения, химикатов, консервантов и искусственных добавок. Все это попадает в его организм вместе с продуктами.

Главное – не забывать о том, что существует «хорошая» и «плохая» еда, то есть продукты, которые полезны для здоровья, и которые, наоборот, вредят ему.

Полезной едой считаются свежие, «живые» продукты. Фрукты и овощи содержат много витаминов, кальция и других полезных веществ. Все продукты, содержащие омега-3 кислоты полезны для развития мозга.

Льняные семечки, красная рыба, яйца – все они содержат омега-3 кислоты. Цельное зерно и коричневый рис также принесут пользу для здоровья. Дети должны избегать употребления консервированных продуктов. В них содержится большое количество сахара, соли и консервантов.

4. Мультисенсорный подход – баланс всех стилей обучения

Существуют разные способы обучения. Чаще всего используются зрительный, слуховой и кинестетический. У большинства людей доминирующим является только один способ, но во время обучения используются все три. Каждый из нас использует тот способ, который больше всего ему подходит.

Все три способа можно использовать во время обучения ребенка. Например, если у вашего малыша хорошая зрительная память, вы можете использовать карточки, когда ему нужно что-то выучить для школы. Для ребенка, который лучше запоминает на слух, можно записать нужный материал на диктофон, и пусть он слушает его по несколько раз, пока идет в школу. Если же ребенок лучше учиться кинестетическим способом, пусть займется танцами, гимнастикой или боевыми искусствами.

В школе больше преобладает зрительный способ обучения, к нему относятся таблицы, схемы, плакаты, записи на доске, рисование. Восприятие материала на слух происходит тогда, когда учитель объясняет материал. К сожалению, кинестетический способ обучения практически не используется в школах.

Занимаясь с ребенком дома, вы можете подобрать для него наиболее эффективный способ обучения. Сначала нужно просто определить, какой способ подходит вашему ребенку, и тогда обучение будет проходить легче и быстрее.

Также рекомендуется использовать и развивать другие способы обучения. Если у ребенка хорошая зрительная память, подберите виды деятельности, которые будут развивать слуховой и кинестетический способы обучения. Ребенку будет гораздо легче учиться, если он будет владеть всеми тремя способами.

  • Чтение хорошо стимулирует зрительную память, поэтому учить ребенка чтению можно начинать с раннего возраста. Паззлы и задания, в которых ребенок должен найти отличия между двумя картинками, также отлично подойдут для этих целей.
  • Для развития восприятия на слух подойдет прослушивание музыки. Стиль музыки не важен. Игра на музыкальных инструментах также поможет в развитии данного способа обучения.
  • Для кинестетического способа важно движение – танцы под музыку, занятия балетом, гимнастикой или боевыми искусствами. Обязательно попробуйте игры в лабиринте, когда ребенок должен сам найти выход. Если в вашем районе есть что-то похожее, обязательно пойдите туда – ребенку понравится.

5. Уверенность в себе

Главную роль в успехе вашего ребенка играет его уверенность в себе. Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, но самый умный человек не достигнет большего, если в этом ему не поможет его уверенность. Уверенность, уважение к себе и чувство собственного достоинства являются ключевыми факторами успешности человека.

Все младенцы очень уверенны, но со временем они начинают терять уверенность из-за комментариев и критики других. В жизни каждого случались моменты, когда нам было стыдно или мы попадали в досадную ситуацию. Иногда подобные воспоминания остаются с нами на всю жизнь.

Одна девочка не стеснялась говорить о том, что она «не очень умная». Когда ее спрашивали почему, она говорила, что это потому, что ее отправили в класс для отстающих детей и другие дети называли ее «тупой». На самом деле девочка была очень умной, она успешно занималась в шахматном кружке. Ее перевели в другой класс из-за ее проблем с координацией, которая никак не сказывалась на ее умственных способностях.

Иногда один бездушный комментарий учителя может заставить ребенка поверить в то, что он не умный только лишь потому, что неправильно ответил на вопрос и остальные дети засмеялись.

У каждого есть свои причины, по которым он может потерять уверенность в себе. Очень важно попытаться сохранить ее у ребенка. Поэтому с раннего возраста родители могут начинать обучать малыша справляться с неприятными ситуациями и развивать сильный характер.

В этих целях можно использовать аффирмации. Ребенок должен знать, что всегда может обратиться к вам, и вы всегда будете на его стороне. Если ребенок расскажет вам о каком-то инциденте, который повлиял на его уверенность в себе, вы можете придумать ему аффирмацию, которая будет подходить для данной ситуации.

Например, если ваш ребенок поругался с другом, и тот обозвал его дураком, подходящей аффирмацией будет «Ты умный мальчик». Вы можете добавить и что-нибудь другое, главное, чтобы слова подействовали на ребенка. Такие комментарии должны быть всегда положительными и высказываться в настоящем времени. Никогда не говорите «Ты не дурак». Эти аффирмации можно повторять по мере необходимости. Лучше всего произносить их перед сном и сразу же после пробуждения.

Также, укладывая своего ребенка спать, поговорите с ним обо всем хорошем, что случилось за день. Говорите о его достижениях, веселых занятиях и радостных событиях. Так он сосредоточит внимание на положительных моментах дня. Пусть это будет вашим вечерним ритуалом, ребенку это обязательно запомнится.

Помните о том, что каждый ребенок может в той или иной мере стать высокоразвитым человеком и даже гением, и задача родителей состоит в том, чтобы максимально помочь ему в этом.

Гость
Оцените материал