Развитие ребенка Статьи Психология ребенка Особенности творческого склада личности
Особенности творческого склада личности
Рейтинг
5

Речь пойдет о том, как сделать творчество привычкой и способом общения с окружающим миром

Особенности творческого склада личности

Итак, что же такое творчество? Многие из нас полагают, что творчество - это способность, которая была у нас в детстве, но давно утеряна, или удел избранных людей, которыми мы можем только восхищаться издалека.

Но наука доказала, что творческие способности заложены в каждом из нас. Важно понять, что творчество многогранно – на уровне мозга, личности и творческого процесса – оно может выражаться разными способами, от глубоко личного опыта открытия новой идеи или опыта самовыражения с помощью слов, фотографии, моды и других повседневных творений до работ прославленных художников, которые существуют вне времени.

Нейрофизиологи, изучающие творческие способности, обнаружили, что творчество не задействует какую-то одну определенную область мозга или даже одну половину мозга, как утверждает миф о правом полушарии; в творческом процессе мозг задействован полностью. Этот сложный процесс состоит из большого количества взаимодействий когнитивной (как сознательных, так и бессознательных) и эмоциональной сферы с различными областями мозга, предназначенными для решения отдельных задач и работы в команде для достижения результата.

Итак, что мы можем сделать, чтобы повысить нашу когнитивную гибкость? В этой статье представлены советы о том, как необходимо правильно развивать творческие способности и соответствующий им склад ума. Данные советы будут полезны как взрослым, так и детям.

1. Игры, требующие воображения

Наблюдение за детьми, занятыми творческими играми, помогает раскрыть источник врожденных творческих способностей. В ролевых играх дети примеряют на себя многочисленные роли и в игровой форме управляют эмоциями и идеями.

Когда взрослые принимают и культивируют в себе детское чувство игры, это приводит к революционным изменениям в работе.

Исследования показывают, что смешанные формы работы и игры в самом деле создают для детей и взрослых наиболее оптимальный фон для обучения и творчества. Игра и внутренняя радость тесно связаны, их взаимодействие естественным образом приводит к большему вдохновению, усилиям и творческому росту.

2. Страстное увлечение

Увлечение зачастую является следствием опыта или отношений, которые каким-либо образом сподвигли нас на него, и, конечно, очень вдохновляет. На творческие рельсы человека часто ставят эмоции, но это только начало. Людям, которые осуществляют свои творческие мечты, постоянно приходится гармонично сочетать волнение о будущем результате с реалистичными стратегиями достижения своей цели, вдохновение с тяжелой работой, мечты с действиями.

Когда кто-то советует вам «Следуй за своими желаниями», будьте осторожны: помимо того что это одно из наиболее распространенных клише, это еще и не очень полезный совет. Вы должны искать увлечение, которое находится в гармонии с вашей подлинной сущностью и совместимо с другими видами вашей деятельности. Огромное желание доказать окружающим что-то о себе, скорее всего, не приведет к творчеству, так как оно основано на вашем стремлении избежать проблем, которые в противном случае могут действительно появиться. Поэтому, хотя вы должны быть открыты вдохновению, не следуйте своим желаниям и пристрастиям слепо. Убедитесь, что ваша увлеченность действительно резонирует с вами и вашими навыками.

3. Мечтания

Творческие люди знают, что мечты – это не пустая трата времени, даже если родители и учителя утверждают обратное. Новейшие научные исследования доказывают, что предаваться мечтам, витать в облаках очень полезно. Эти занятия способствуют росту творческого потенциала, развитию самосознания, перспективного планирования, умения размышлять и осмысливать собственные впечатления и даже способности к состраданию.

Каким бы бесполезным ни казалось это занятие, мечтание не бывает бессмысленным – оно помогает развивать и улучшать творческое мышление. Поэтому, когда в следующий раз вы будете упорно работать над творческим проектом или рабочим заданием, которое требует полного сосредоточения и творческих ходов, попробуйте каждый час делать пятиминутный перерыв на мечтания и витания в облаках. Попробуйте заняться чем-то простым, что поможет вашему мозгу погрузиться в грезы, например, прогуливаться, рассеянно рисовать или заниматься уборкой, и посмотрите, как мечтание повлияет на ваши идеи и мысли.

4. Уединение

Личное пространство является основной потребностью многих творческих людей. В наши дни рабочие привычки, присущие людям искусства, получили научное обоснование и аргументацию: время, проводимое в размышлениях наедине с самими собой, действительно питает творческий ум.

Очень важно находить время для уединения, чтобы давать себе пространство для мышления, создания новых связей и поиска смысла. К сожалению, одиночество очень недооценено в обществе, и поэтому многие люди избегают проводить время в уединении. Мы склонны рассматривать время, проводимое в одиночестве, как потраченное впустую или как признак асоциальной или меланхолической личности. Но умение получать удовольствие и эффективно использовать время наедине с собой может побуждать к творчеству, помогая нам задействовать собственные мысли и налаживать связь с нашим внутренним миром. Поэтому не нужно бояться одиночества, принимайте его!

5. Интуиция

Интуиция возникает из подсознательных или спонтанных систем обработки информации и оказывает значительное влияние на то, как мы думаем, рассуждаем, созидаем и ведем себя в обществе. За последние тридцать лет ученые-исследователи в области когнитивных способностей добились огромных успехов, развенчивая мифы о силе подсознания, что привело к признанию теории дуального процесса мышления, или теории «быстрого и медленного мозга». Интуиция является частью системы «быстрого» мозга.

«Быстрый» мозг структурно более сложный, чем «медленный». Он помогает нам приспосабливать и сопоставлять новую информацию с существующими у нас структурами знаний, распознавать комплексные модели и придумывать нестандартные связи, что приводит к большему количеству оригинальных идей и решений. «Быстрый» мозг играет главную роль в создании творческих идей, в то время как неторопливый и рассудительный «медленный» мозг больше задействован в их изучении и проверке для определения сфер использования и применения. И «быстрый», и «медленный» мозг очень важны.

6. Открытость новому опыту, впечатлениям

Открытость новому опыту, впечатлениям – стремление к познавательному освоению и изучению собственного внутреннего и внешнего мира – является единственной сильнейшей и последовательной чертой характера, которая предсказывает творческие достижения. Открытость может быть интеллектуальной, которая характеризуется поиском истины и стремлением исследовать идеи и мысли; эстетической, которой присуще стремиться исследовать фантазии и искусство и испытывать эмоциональное погружение в мир прекрасного; и эмоциональной, со стремлением исследовать глубины человеческих эмоций.

Исследование обнаружило, что желание учиться и открывать, по всей видимости, значительно сильнее влияет на качество творческой работы, чем чистый интеллект. Поэтому, если вы хотите раскрыть свой творческий потенциал, ищите новые творческие подходы или совершенно иные средства выражения, или отправляйтесь домой с работы по новому маршруту, или ищите новую группу людей с другими интересами и ценностями, у которых вы могли бы поучиться. Открытость новому опыту может увеличить вашу интегративную многогранность – способность распознавать новые модели и находить связи между, казалось бы, не связанными между собой частями информации.

7. Вовлеченность и осознанность

В то время как способность к наблюдению за происходящим, не отвлекаясь и не вынося суждений, является жизненно важным навыком для тех, кто ищет радость и удовлетворение в жизни, это умение особенно важно для творческих мыслителей.

Большое количество исследований связывают осознанность – и как практику, и как черту характера – с развитием многих когнитивных и психологических способностей и качеств, таких как концентрация при решении задания и устойчивость внимания, эмпатия и сострадание, самоанализ, самоконтроль, хорошая память, обучаемость и эмоциональная устойчивость. Многие из этих качеств очень важны для творчества.

Тем не менее для оптимальной когнитивной гибкости и творчества нужно стремиться к балансу осознанности и мечтательности. Интересно, что осознанная медитация, которая опирается на субъективный опыт человека, как было доказано учеными, усиливает и активность, и функциональную связь между нейронами, отвечающими за воображение. Поэтому попробуйте заняться осознанной медитацией или ненаправленной формой медитации, чтобы развить эффективное мечтание и улучшать концентрацию внимания.

8. Восприимчивость и чувствительность

Если мы рассмотрим творчество как некую «совокупность точек», то чувствительные люди – те, у кого повышена восприимчивость к своему окружению, а также обострено восприятие сенсорной информации, такой как звук, свет и запах, живут в мире, в котором существует и больше точек, и больше вариантов их соединения.

Чувствительность (восприимчивость) может быть даром Божьим и проклятием – она может способствовать обостренному восприятию и приводить к эмоциональной перегрузке. Специалисты высказывают мнение, что те, кто умеет сдерживать безудержный всплеск эмоций, который почти всегда сопровождает повышенную восприимчивость, способны трансформировать сырое восприятие в острую проницательность.

Поэтому, вместо того чтобы пытаться стать более черствым, можно научиться использовать свою восприимчивость для художественного выражения.

9. Превращение неблагоприятной ситуации в преимущество

Опыт потери, борьбы, страдания и поражения может стать мощным катализатором личностного роста, творчества и глубокой трансформации. Часто через страдания мы учимся состраданию, потери учат нас пониманию, а в борьбе мы познаем собственную силу и красоту.

Неблагоприятные события могут заставить нас пересмотреть наши убеждения и жизненные задачи, и в этом заключаются их сила и творческий потенциал. Испытывая превратности судьбы, наш мозг активно разрушает старую систему убеждений, которые больше не актуальны, и создает новую структуру смысловых значений и самовосприятия. Для того чтобы осмыслить сложные переживания, можно попробовать описать их (необходимо писать от руки в течение 20-ти минут в день четыре дня подряд), поскольку исследованиями доказано, что такое занятие способно ослаблять симптомы посттравматического стресса и депрессии, одновременно улучшая некоторые когнитивные функции, такие как кратковременная память.

Интересно, что исследование также обнаружило, что крайне позитивные события, в частности те, которые вызывают чувства благоговения, удивления, вдохновения и связи с чем-то великим, также могут стимулировать творчество. Позитивные эмоции повышают психологические ресурсы человека, расширяя фокус его внимания, вдохновляя на новые мысли и поведение и стимулируя творческое мышление. Поэтому, если вы ищете творческий импульс, относитесь ко всем значимым моментам жизни – и хорошим и плохим – как к потенциальным источникам вдохновения и мотивации.

10. Умение мыслить нестандартно

Творческих людей объединяет их нежелание следовать традиционным способам мышления и выполнения задач. Делая что-то нестандартно, не так как все, такие люди принимают возможность неопределенности и неудачи, и именно этот риск открывает для них возможность истинных инноваций.

Секрет творческого величия заключается в том, чтобы делать что-то не по шаблону, даже если это путь к неудаче. Метод проб и ошибок очень важен для инноваций, особенно на этапе генерирования идей. Специалисты, изучающие творчество, обнаружили, что качество творческих идей – это положительная функция количества: чем больше идей генерируется, тем больше шансов на то, что в итоге из них получится шедевр. Делать по-другому означает иногда делать что-то плохо или неправильно; примите это и не позволяйте осторожности становиться на пути творчества.

Сможете ли вы или ваш ребенок, последовав всем вышеперечисленным советам, стать творческим гением? Не обязательно. Но когда в человеке живет творец, какой бы работой этот человек ни занимался, он становится изобретательной, пытливой, смелой, умеющей выразить себя личностью. Если мы примем свою творческую натуру, мы поможем другим людям сделать то же самое. Мы поможем создать мир, который будет более дружелюбен к духу творчества и в процессе сможем обрести более тесную связь с другими людьми и самими собой.

Скотт Барри Кауфман, Каролин Грегуар

Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.

Развитие ребенка
31.10.2016

Генераторы практических заданий
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев


Чтобы получать все публикации
от сайта «Развитие ребенка»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Розвиток дитини

Спасибо,
не показывайте это мне!