Оценить материал

Методики и упражнения для обучения чтению детей

Практические советы об эффективных методиках и упражнениях, которые помогут научить ребенка читать

Методики и упражнения для обучения чтению детей

Обучение детей чтению – важный и не всегда простой процесс. К сожалению, не все современные дети любят читать, так что учителям нужно находить интересные методики обучения.

Почему важно учить детей чтению?

Чтение – это комплекс нескольких навыков, чтобы ими овладеть, ребенку нужно приложить усилия. Недостаточно выучить буквы и составлять из них слова, предложения. Необходимо развивать память, чтобы запоминать прочитанную информацию.

Какие навыки у детей развивает чтение:

  • развивается фантазия – слова на бумаге превращаются в визуальные образы, каждый ребенок может создать собственный образ любого героя;
  • расширяется словарный запас, развивается речь;
  • развивается логическое мышление, ребенок учится видеть причинно-следственные связи;
  • чтение необходимо для развития нравственности, эмпатии, патриотизма, ребенок учится давать оценку событиям, героям, различать хорошее и плохое.

Без хороших навыков чтения невозможно изучать другие предметы, поскольку для изучения какой-либо науки нужно читать развивающую и учебную литературу.

Основные методики обучения чтению

Для обучения детей чтению используют проверенные и современные методики:

  • Классический или звуковой аналитико-синтетический способ обучения. Ребёнок слышит, различает звуки в словах, учится соотносить звуки с письменными образами. Сначала ребенок начинает читать по слогам, но многие педагоги считают такой метод не совсем правильным, хотя его используют при обучении чтению в школах.
  • Методика Зайцева. Основана на слоговом методе. В слоге 1-2 буквы – одна гласная, одна согласная, гласная и согласная, совмещенная с твердым или мягким знаком. Слоги написаны на 52 кубиках, отличающихся цветом, размером, издают разные звуки. Ребенок не тратит время на запоминание букв, учит их во время игры. При использовании такого метода у ребенка могут возникнуть сложности с фонематическим разбором слова в школе.
  • Методика Глена Домана. Обучение чтению происходит путем запоминания целых слов. С одной стороны карточки – изображение, с другой – слово. Достаточно заниматься по 3-5 минут каждый день, чтобы ребенок начал читать, но в будущем могут возникнуть проблемы с грамотностью.
  • Метод Монтессори (интуитивное чтение). Обучение происходит через сенсорное восприятие, ощупывание букв. Методика очень подходит для домашнего обучения.

При использовании какого-либо метода нельзя спешить, ребенок должен развиваться в удобном для него темпе. Нужно наблюдать за процессом обучения, делать выводы, находить другие подходы, если у ребенка что-то получается.

Упражнения для улучшения навыков чтения

Путь от знакомства ребенка с первой буквой к осмысленному чтению длинный и непростой. После освоения навыков правильно читать слова нужно научиться понимать содержание слов, предложений, всего текста, выделять главную мысль, пересказывать, давать эмоциональную оценку содержанию.

Основные упражнения для улучшения навыков чтения:

  • Упражнения по развитию дикции, артикуляции. Во время гимнастики выполняют упражнения для щек нижней челюсти. Самые важные – для губ. Вытягивание губ вперед, широкая улыбка, приподнимаем губы, чтобы показать сомкнутые зубы, рисование губами разных фигур.
  • Скороговорки. Одно из лучших упражнений для улучшения дикции, проработка сложных звуков. Начинать нужно с медленного темпа, тщательно произносить все звуки. Постепенно увеличивать скорость, в каждом темпе произносить скороговорку по 5 раз.
  • Упражнения на развитие памяти, концентрации внимания. Самый простой способ – карточки, на которых названия цветов написаны другим цветом (слово «желтый» красными буквами). Ребенок должен называть не слово, а цвет текста.
  • Проходить лабиринты без помощи ручки или пальца, отслеживать путь только глазами.
  • Чтение текста с ответами на вопросы. Развивает память, внимание, учит понимать смысл прочитанного.
  • Таблицы Шульте, на которых вразброс написаны числа от 1 до 25.

При хорошем темпе чтения мозг быстрее обрабатывает информацию. Но чтобы научиться быстро читать, недостаточно просто читать много. Нужно развивать память, речь, внимание, мышление, другие когнитивные функции.

Заниматься нужно каждый день по 30-60 минут, обязательно делать перерыв на подвижные игры. К моменту окончания начальной школы желательно устранить все пробелы в навыках чтения, полезные упражнения можно найти в учебнике Украинский язык и чтение за 4 класс.

Игровые методики обучения чтению

Дошкольникам и детям младшего школьного возраста серьезные упражнения даются с трудом, процесс обучения становится скучным, ребенок начинает отвлекаться. Игровые методики помогут соединить приятное и полезное, интересно провести время.

Какие игры помогут заинтересовать ребенка чтением:

  • Положить перед ребенком картинки с разными предметами. Назвать букву, попросить найти все начинающиеся с нее предметы.
  • Нарисовать букву, попросить ребенка рассказать, на что она похожа. Возможно, ученик захочет дополнить рисунок.
  • На большом листе бумаги написать большую, яркую букву. Разрезать лист на несколько квадратных треугольных частей. Попросите ребенка собрать пазл.
  • Мемори. Одна из лучших игр развития памяти поможет запомнить буквы. Нужны карточки с буквами, каждая должна быть в двух экземплярах. Разложить перед ребенком, изображением вниз. Поочередно переворачивая карточки, называть буквы, найти пару каждой буквы.

Каждый метод обучения чтению имеет свои достоинства и минусы. Никакая методика не будет работать эффективно, если родители или педагоги не смогут заинтересовать ребенка в чтении.

Гость
Оцените материал