Стратегии, которые помогают при буллинге
Реакция ребенка на притеснение напрямую зависит от социальных целей, которые он перед собой ставит
Многие задаются вопросом, почему буллинг стал настолько распространенным явлением в наше время. Исследователи Иллинойского университета задались несколько иным вопросом: как дети реагируют на притеснение сверстников и какие социальные установки наиболее эффективно помогают им при буллинге. Ответ на этот вопрос может повысить эффективность мер по снижению негативных последствий школьной травли, а, возможно, и уменьшить количество ее проявлений.
Итак, главный вопрос, интересовавший исследователей, состоял в том, какие стратегии дети выбирают для борьбы с притеснениями со стороны своих сверстников и какие цели они ставят перед собой в своих социальных отношениях.
Исследователи провели анкетирование 373-х второклассников с целью выяснить, сколько из них сталкивалось с притеснениями сверстников и как они справлялись с этой проблемой. Половина детей сообщили, что хотя бы раз были объектом насмешек, сплетен, физического запугивания или других форм буллинга, и рассказали о том, как они на него реагировали, а также о том, какие цели они преследовали в своих социальных отношениях.
Сознательно или нет, дети принимали на вооружение одну из трех стратегий построения социальных отношений.
- Стратегия № 1. Некоторые из них сосредотачивались на развитии отношений со сверстниками. Они хотели улучшить свои социальные навыки, чтобы узнать, как приобретать друзей.
- Стратегия № 2. Другие дети были заинтересованы в демонстрации своей социальной компетентности. Для этого они старались повысить свой статус среди сверстников или получить их одобрение. Такие дети говорили: «Я хочу быть крутым», «Я хочу нравиться другим детям», «Я хочу дружить с самыми популярными сверстниками».
- Стратегия № 3. Третьи пытались избегать негативных суждений других детей. Те, кто выбрал третью стратегию, говорили: «Я не собираюсь делать ничего, что может привлечь ко мне негативное внимание», «Я не буду делать то, что выставит меня проигравшим или что смутит меня и заставить нервничать».
Далее исследователи продолжили наблюдать за детьми, чтобы определить, каким образом их социальные цели повлияли на способ справляться с буллингом в третьем классе.
- Как и следовало ожидать, они обнаружили, что дети, которые были наиболее заинтересованы в развитии отношений, имели более позитивное восприятие себя и скорее проявляли готовность сотрудничать, чтобы ослабить конфликт с другими детьми. Когда другие дети преследовали их, они были более склонны к применению упреждающих стратегий, направленных на решение возникшей проблемы. Дети из этой группы обращались к учителям и старшим за советом или моральной поддержкой. То есть школьники, которые старались развивать отношения, были менее склонны импульсивно реагировать на притеснения.
- Дети, которые хотели выглядеть «крутыми» и демонстрировать свою компетентность, были менее склонны использовать упомянутые виды обдуманных стратегий и более склонны принимать ответные меры. Эти дети имели более предубежденное негативное восприятие своих сверстников.
- Те, кто хотел бы избежать негативных суждений, были менее склонны принимать ответные меры в отношении сверстников. Они были более пассивными и просто игнорировали то, что происходило. Такой подход может оказаться полезным в некоторых случаях, особенно для мальчиков, которые более склонны к физической агрессии, но в то же время пассивное реагирование может увеличить количество проявлений буллинга.
По результатам исследования, детьми, которые были наиболее подвержены притеснениям во втором классе, оказались дети, которые пассивно относились к травле, старались уходить от ситуации, размышлять о ней наедине, прокручивая все снова и снова, и не предпринимали каких-либо активных действий. Кроме того, они почти не демонстрировали готовность к решению проблем буллинга в третьем классе.
Какой из этого следует вывод? Понимание социальных стратегий ребенка может привести к совершенствованию мер, направленных на решение проблемы насилия в школе.
Если просто сказать детям, что и как нужно сделать, они, скорее всего, продолжат действовать по своему прежнему неэффективному сценарию, так как сказанное может не вписываться в их социальную стратегию.
Поэтому понимание того, какие социальные цели ставит перед собой ребенок и почему он на самом деле действует так, а не иначе, будет иметь решающее значение для позитивной коррекции его поведения.