Детский сад: эмоциональное развитие
Возрастные особенности дошкольников и советы родителям о том, как гармонизировать малышей
Они хотят радовать взрослых
Для ребенка детсадовского возраста родители являются центром вселенной, многие дошкольники от всей души желают угодить взрослым. Также детям важно знать правила, и они зачастую следуют им со всем вниманием. А одобрение родителей и воспитателей служит им средством внутреннего комфорта и самоуважения.
Совет: четко сформулируйте правила и расскажите ребенку, как бы вы хотели, чтобы он действовал в той или иной ситуации. Не удивляйтесь, если с выполнением озвученных правил у вашего малыша возникнут проблемы, важно, чтоб вы помогли ему принять свои неудачи.
Они хотят независимости
Дошкольники начинают осмысливать свое взросление, несмотря на то, что полностью полагаются на руководство родителей. Они с нетерпением ждут впечатляющего преображения, новых навыков и более зрелого поведения, хотят сделать что-то важное для себя.
Совет: будьте избирательны в предоставлении разовых возможностей, позвольте ребенку быть самостоятельным. Будьте терпеливы в случае, если ваш малыш потратит много времени на принятие решений или его решения будут выглядеть нелогичными.
Они нарушают правила и даже не знают почему
Да, дети этого возраста нуждаются в правилах и желают им следовать, но время от времени они все же нарушают их. При этом редко когда могут объяснить, почему так происходит. Иногда им просто нужно подтвердить для себя, что правило существует. В других ситуациях они искренне стараются придерживаться правил до конца, но у них это плохо получается.
Совет: при установлении правил будьте твердыми и последовательными. Если вы считаете, что ребенок нарушил правило случайно, не наказывайте его. Если же он действует точно, согласно правилам, не принимайте это как должное - похвалите его.
Они лгут и перекладывают вину на других
Дошкольники часто прибегают ко лжи и обвиняют в своих собственных прегрешениях других людей. Они просто не понимают, насколько легко распознать их ложь взрослому человеку. Дети еще не имеют возможности - без страха, доверительно, уверенно, с помощью языковых навыков - признать свою вину.
Совет: как ни странно это прозвучит, но на данном этапе жизни вашего ребенка вам не нужно быть ярым противником лжи. Имейте в виду, что ребенок чаще всего лжет, потому что боится разочаровать взрослого. Поэтому вам нужно научить его признавать свою вину.
У них бывают иррациональные страхи
Несмотря на то что в этом возрасте многие дети уже оставили свои страхи позади, для тех малышей, кто посещает детский сад, характерны общие страхи – страх темноты, собак и падения. А у некоторых возникает и новый страх - «страх плохих людей». Дети этой возрастной группы могут также бояться заблудиться, бояться родителей, никогда не вернуться домой или остаться в садике, что их оттуда не заберут.
Совет: не отвергайте страхи вашего ребенка как иррациональные или неважные и, тем более, никогда не ругайте своего малыша за его страхи и опасения.
Они смущаются
Дети этого возраста очень многое знают о том, что правильно и неправильно, и очень смущаются, когда оказывается, что их действия совсем не соответствуют правильной модели поведения. Это может касаться самых простых задач, таких, как положить рюкзак на нужное место или правильно использовать столовые приборы.
Совет: помогите ребенку избежать смущающих поступков. Будьте активными, отвечая на его вопросы о том, как действовать в детском саду и вне его. Пойдите настолько далеко, что организуйте дома тематические ролевые игры, чтобы ребенок, хорошо подготовившись, пошел в садик (а потом и в школу) в более уверенном и комфортном состоянии.
У них бывают физические реакции на эмоции, нервозность и стресс
Дошкольники старшего возраста, которые не желают идти в школу, могут почувствовать тошноту и рвоту. Когда они нервничают или расстроены, они кусают свои ногти, сопят, сосут большой палец или же у них появляется насморк.
Совет: не паникуйте. Для детей нормально иметь проблемы с адаптацией к новой и важной вехе в жизни. Нежели фиксироваться на конкретных нервных привычках, лучше попробуйте сосредоточиться на том, чтобы помочь ребенку обрести комфорт и интерес в школе.