Как ребенку овладеть жизненными навыками
Шесть ценных навыков, которые помогут ребенку стать успешным и деятельным в жизни
Речь не идет о языковых или математических навыках. Потому что, вопреки кажущейся очевидности, не высокий IQ и не обучение в зарубежном вузе способствуют продуктивности вашего ребенка во взрослой жизни. Чтобы добиться успеха, нужны совершенно другие навыки, и именно сейчас вы должны обучить им своего ребенка!
Каждый хочет быть счастливым. Что для этого нужно? Одни говорят - деньги. Другие утверждают, что высокий уровень образования. Третьи - благоприятные обстоятельства. Но все они неправы. Для того чтобы в жизни хорошо справляться с поставленными задачами, нужно научиться нескольким вещам. Лучше всего сделать это в детстве, потому что потом будет трудно менять свои привычки и отношение, а иногда даже просто невозможно. Хорошо, и чему вы должны научить своего ребенка? Шести ценностям, которые позволяют развить эмоциональный интеллект. Потому что именно он ответственен за достижение успеха в жизни. Многие исследования это подтверждают!
1. Самосознание. Каждый из нас подвержен эмоциям: испытывает радость, печаль, блаженство или гнев. Поэтому первый шаг к развитию эмоционального интеллекта состоит в том, чтобы обучить ребенка распознавать свои собственные эмоции и правильно именовать их. Как это сделать? Просто в обычных, повседневных ситуациях помогите называть различные эмоции ребенка, например, когда он хнычет и топает ногами, из-за того что вы не хотите купить ему шоколадку, скажите: «Я вижу, что ты злишься».
2. Управление эмоциями. Все мы любим радоваться и когда мы испытываем печаль или гнев, мы считаем их плохими эмоциями. Между тем, нет плохих эмоций, есть только неправильные способы их выражения. Так, искореняемая родителями детская злость вовсе не является отрицательной, и только когда ребенок превращает ее в агрессию, она становится проблемой. Поэтому, когда он уже научится называть радость радостью, а гнев гневом, необходимо перейти к следующему этапу и научить ребенка тем способам, которые позволяют справляться с возникающими эмоциями. Объясните, что гнев лучше переждать. Можно ли помочь ребенку в этом ожидании? Например, вы можете предложить «метод красного света». Скажите ребенку, что когда он очень злится, он должен сосредоточиться и представить себе красный свет на светофоре. Когда злость начнет проходить, ребенок может представить желтый свет, а когда эмоции улягутся - зеленый.
3. Самомотивация. Самомотивация позволяет ребенку, несмотря на неудачу, снова попробовать завязать шнурки или выучить стихотворение. Она является движущей силой для развития и совершения поступков. Самомотивация позволяет достигать амбициозных целей и менять нереальные планы на более доступные и осуществимые. Как ей научить? Побуждайте ребенка к действию, верьте в него, ставьте перед ним задачи (определенные вызовы) и учите терпению в достижении цели (ведь не сразу можно научиться считать или читать, нужно много упражнений и повторений).
4. Эмпатия. Благодаря эмпатии (осознанному сопереживанию) ребенок может почувствовать ваше настроение, понять, почему нельзя наступать на божьих коровок и захотеть простить другу его злую шутку. Без эмпатии жизнь в истинной близости с другими людьми была бы невозможной. Поэтому помогайте ребенку «вжиться» в состояние других, сказав, например, следующее: «Посмотри, как Кате стало грустно, это потому что ты забрала ее книжечку».
5. Завязывание знакомств. Ребенок, который способен поговорить с другом в песочнице или попросить конфет в магазине - это настоящий клад. Благодаря такой способности он чувствует себя более уверенно и приобретает внутреннее убеждение, что непременно справится с ситуацией. Поэтому поощряйте ребенка играть со сверстниками и вовлекайте его в разговоры со взрослыми.
6. Поддержка контактов. Разрешение осуществлять поиск своего места в мире, дает чувство безопасности, потому что всегда можно на кого-то рассчитывать, и чувство принадлежности к определенной группе. Ваш ребенок, обретя новых друзей, узнает от них много интересных вещей и получит возможность поделиться с ними своими чувствами.