Показатели развития ребенка в 1 год
К возрасту 1 года дети должны обладать рядом когнитивных, физических, социально-эмоциональных навыков
Ваш ребенок достиг одного из самых запоминающихся периодов младенчества – 1 года. Он уже понимает простые указания. Многие дети в этом возрасте могут ходить и узнают знакомых людей. Возраст 1 года знаменует начало раннего детства – периода, в котором вас ждет много сюрпризов. Рассмотрим, какие навыки должен развить ребенок к одному году.
Список показателей развития однолетнего ребенка
Достигнутые показатели развития |
Возникающие показатели развития |
Ребенок становится на ноги с поддержкой |
Ребенок становится на ноги без поддержки |
Ребенок самостоятельно может пройти несколько шагов |
Ребенок может ходить на более длинные расстояния |
Ребенок может говорить простые отдельные слова |
Ребенок может говорить простые фразы |
Ребенок имитирует действия и жесты |
Ребенок запоминает жесты и показывает их по-своему |
Ребенок реагирует на простые указания |
Ребенок понимает более сложные указания и инструкции |
Ребенок повторяет звуки |
Ребенок запоминает звуки и их источники |
Ребенок помнит, где находился предмет в последний раз, когда он его видел |
Ребенок кладет предметы на свое место |
Ребенок хватает предметы руками |
Ребенок может наклоняться и поднимать предметы |
Ребенок указывает на предметы указательным пальцем |
У ребенка развиты движения всеми пальцами |
У ребенка развита зрительно-моторная координация |
Ребенок развивает координацию зрения, рук и ног |
Показатели развития ребенка в 1 год
Развитие ребенка происходит в трех основных сферах: когнитивной, физической и социально-эмоциональной. В возрасте одного года ребенок развивает новые навыки в каждой из этих сфер.
Показатели когнитивного развития
Эти показатели связаны с развитием познавательных функций, интеллектуальных способностей и общим развитием мозга.
- Ребенок легко находит спрятанные предметы. Ребенка больше не собьет с толку, если вы спрячете погремушку под одеяло. Он знает, что нужно отодвинуть одеяло, чтобы достать погремушку.
- Ребенок ищет предметы в привычных местах. Если вы всегда храните игрушку ребенка в одном и том же месте, он будет искать ее там каждый раз, когда захочет поиграть. Это означает, что у ребенка лучше развита зрительная память.
- Ребенок хорошо ассоциирует предметы с их названиями. Если вы поставите перед ребенком корзину с фруктами и назовете название, он выберет именно этот фрукт из корзины. В возрасте одного года ребенок легко запоминает названия повседневных предметов.
- Ребенок использует предметы по назначению. Он берет расческу, чтобы причесаться, и правильно держит трубку телефона. На протяжении месяцев ребенок наблюдал за вами и к году понял, как правильно пользоваться несколькими предметами.
- Ребенок имитирует действия и жесты. Помашите рукой, когда выходите из комнаты – и он повторит за вами. Ребенок наблюдает и имитирует различные действия. Это указывает на значительное развитие его мозга.
- Ребенок пытается повторять звуки. Например, он может пытаться повторять сигнал автомобиля или забавные звуки, которые вы издаете, когда играете с ним. Ребенок может не понимать, откуда исходит звук, но он пытается его повторить.
Показатели физического развития
Эти показатели связаны с ростом ребенка и развитием его мышц.
- Ребенок легко садится. Он может садиться без посторонней помощи и не опираясь на какие-либо предметы.
- Ребенок может становиться на ноги с опорой. Мышцы и суставы его ног достаточно сильны, чтобы удерживать вес тела.
- Ребенок ходит, держась за предметы, которые находятся рядом. Он начинает это делать практически сразу после того, как научился становиться на ноги.
- Ребенок может сделать несколько шагов без поддержки. Он отпускает вашу руку и делает свои первые шаги. Это знаменует начало детского возраста.
- Ребенок может брать предметы разными способами. Он может использовать указательный и большой палец, большой и остальные четыре пальца или хватать предметы всей ладонью. Так ребенок учится доставать предметы из коробки и класть их обратно.
- Ребенок указывает на предметы указательным пальцем. Он может использовать указательный палец отдельно от других, чтобы показывать на предметы.
- У ребенка прорезается 6 зубов. У годовалого ребенка обычно прорезаются 3 пары центральных и боковых резцов.
- У ребенка более развито зрение. У него развивается зрительно-моторная координация, и он лучше оценивает расстояние. Он более метко бросает предметы (например, при передаче мяча).
Показатели социального и эмоционального развития
Эти показатели связаны с развитием социальных навыков, темперамента и способности выражать эмоции.
- Ребенок отвечает на простые просьбы. Когда его просят передать какой-либо предмет, он делает это. Когда ему говорят сесть, он садится. Ребенок понимает простые просьбы и знает, что нужно сделать в ответ.
- Ребенок пытается разговаривать. Теперь его слова – это не просто лепет. Когда вы разговариваете с ним, он пытается отвечать вам. Его слова все еще могут казаться вам тарабарщиной, но вы заметите, как повышается и понижается его голос, как при осмысленном разговоре.
- Ребенок демонстрирует страх. Если он видит что-то, что его пугает, он сразу же цепляется за родителей. Также он может кричать от страха, когда становится темно, и он не видит родителей.
- Ребенок стесняется или тревожится, когда находится среди незнакомцев. Когда его оставляют наедине с незнакомцами, он может запаниковать.
- Ребенок проверяет реакцию родителей. Он оценивает, как родители реагируют на его действия – например, когда он бросает какой-нибудь предмет на пол или нарочно отказывается есть.
- Ребенок выказывает предпочтение определенным людям. Он предпочитает проводить время с одним из родителей или с одним из братьев или сестер. Это указывает на то, что у ребенка развиваются социальные связи.
- У ребенка может быть любимая игрушка. С ней ребенок чувствует себя в безопасности. Когда она у ребенка, он может быть спокоен, когда родителей нет рядом. Так ребенок становится более самостоятельным.
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Некоторым детям может понадобиться больше времени, чем остальным. чтобы достичь того или иного показателя. Тем не менее, вам стоит следить за развитием ребенка, чтобы вовремя замечать малейшие отклонения.
Что может стать поводом для беспокойства?
Педиатры утверждают, что на задержку ребенка в развитии могут указывать такие симптомы:
- ребенок не становится на ноги даже с поддержкой;
- не может принять сидячее положение;
- не может сидеть без опоры;
- не может находить предметы, когда вы их прячете;
- не повторяет даже самые простые жесты;
- не говорит даже самые простые слова (например, «мама» и «папа»);
- не показывает пальцами на предметы или людей;
- тянет ноги или туловище, когда ползает.
Если у ребенка проявляется один из этих симптомов, покажите его педиатру, который сможет поставить точный диагноз. Родители должны регулярно проходить с ребенком обследование. Кроме того, родители могут стимулировать здоровое развитие ребенка с помощью игр и занятий.
Игры и занятия для развития ребенка
Игры и занятия – это интересный способ практиковать сформированные навыки. Рассмотрим 5 игр, которые помогут ребенку правильно развиваться.
1. Дотянуться до звезды
Какие навыки развивает: вставание на ноги, стояние без опоры, хватание.
Что вам понадобится: картонная фигура звезды.
Как играть. Привяжите веревку к фигуре звезды и повесьте ее на такой высоте, чтобы ребенок должен был дотягиваться, чтобы ее достать. Поставьте рядом предмет, на который он сможет опираться (например, табурет). Привлеките внимание ребенка. Предложите ему дотянуться до звезды.
2. Телефонный звонок
Какие навыки развивает: понимание назначения предметов, правильное использование предметов.
Что вам понадобится: игрушечный телефон.
Как играть. Сядьте рядом с ребенком и положите перед ним игрушечный телефон. Скажите ребенку: «Это телефон». Возьмите трубку и расскажите, как с ее помощью можно разговаривать. Ребенок будет повторять движения за вами. Повторяйте это упражнение каждый день и наблюдайте, как он учится правильно пользоваться телефоном. Подобным образом вы можете показывать ребенку, как пользоваться другими предметами.
3. Перемещение кубиков
Какие навыки развивает: ловкость рук и пальцев.
Что вам понадобится: два игрушечных ведерка, кубики.
Как играть. Сложите кубики в одно ведро, а второе оставьте пустым. Переложите несколько кубиков в пустое ведро и предложите ребенку сделать то же самое. Ребенок будет использовать навыки хватания и ловкость пальцев, чтобы перекладывать кубики. Повторите это действие несколько раз.
4. Маленький барабанщик
Какие навыки развивает: установление причин и следствий, изучение звуков.
Что вам понадобится: игрушечный барабан.
Как играть. Положите барабан перед ребенком. Дайте ему барабанные палочки, возьмите его руки в свои и немного побарабаньте. Затем позвольте ему самому поиграть на барабане. Поскольку ребенок любит экспериментировать, он будет пробовать играть разными способами, чтобы издавать разные звуки.
5. Апельсины и лимоны
Какие навыки развивает: ассоциация предметов с их названиями.
Что вам понадобится: апельсины и лимоны (или два любых других вида фруктов), большая миска.
Как играть. Возьмите апельсин, скажите: «Это апельсин» и положите его в миску. Затем возьмите лимон, скажите: «Это лимон» и тоже положите его в миску. Попросите ребенка показать лимон – он сразу же покажет на него. Затем попросите показать апельсин. В эту игру можно играть с разными предметами.
Если вы играете с ребенком в подобные игры, это помогает ему развиваться в правильном темпе. Но не оказывайте давления на ребенка. Дайте ему достаточно времени, чтобы он смог познавать окружающий мир и развивать навыки. Если у вас возникают какие-либо сомнения, покажите ребенка педиатру. Чем раньше вы обнаружите любую задержку в развитии, тем легче будет ее исправить. Любовь, забота и создание правильных условий – это все, что ему нужно для здорового развития.