Эмоции, интеллект и детство или как создать счастливого человека
Удивительно, что большая часть сегодняшних популярных советов родителям игнорирует мир эмоций
В течение долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и при помощи игр с другими детьми.
В последние годы ученые, наконец, выяснили, насколько большую роль в жизни людей играют эмоции. Они убедились, что успех и счастье во всех сферах жизни определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». Число издаваемых книг на эту тему огромно, но большая их часть раскрывает эмоциональную сферу уже взрослого человека. Однако книга Д. Готтмана и Д. Деккер «Эмоциональный интеллект ребенка» написана для родителей.
Удивительно, что большая часть сегодняшних популярных советов родителям игнорирует мир эмоций. Советы опираются на теории воспитания, где большее внимание уделяется проступкам и игнорируются чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной.
Информационные технологии ворвались в жизнь каждого взрослого и ребенка. И учитывая эти новые условия, родителям необходимо максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям. Следует приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контроль над импульсами и эмпатия.
Эмоциональное воспитание — это последовательность действий, которая помогает создавать эмоциональные связи. Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными чувствами, такими как гнев, печаль и страх, они создают взаимное доверие и привязанность. И хотя родители, практикующие эмоциональное воспитание, устанавливают некоторые запреты, причина этого не есть наказание детей.
Новым в этой книге является научно обоснованный вывод, что эмоциональные взаимодействия между родителем и ребенком играют главную роль. В ней утверждается, что когда мамы и папы используют эмоциональное воспитание, они вносят неоценимый вклад в успех и счастье своих детей.
С точки зрения воспитания этот вывод означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей, которые получают большую часть уроков по регулированию эмоций от своих родителей, это качество означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлетами и падениями в своей жизни.
Авторы выделили три типа родителей, которые не развивают эмоциональный интеллект своих детей: отвергающие (это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей), не одобряющие (это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций) и не вмешивающиеся.
Если вы узнали себя в этом списке, то книга «Эмоциональный интеллект ребенка» для вас.