Оценить материал

Учимся читать во время поездки в автомобиле

Советы и игры, с помощью которых можно научить детей предварительным навыкам чтения в пути

Учимся читать во время поездки в автомобиле

Неплохо было бы иметь возможность читать, управляя автомобилем. Но, к сожалению, он для этого не предназначен – даже смотреть на карту во время движения автомобиля очень сложно, да и опасно. К счастью, сидя на переднем сидении, родители могут способствовать раннему развитию грамотности своих детей без необходимости переворачивать страницы.

Обучение чтению – гораздо более глубокий процесс, чем расшифровка слов. Хорошие читатели полагаются на многие навыки, в том числе на способность различать звуки, на слуховую память и знание алфавита. Если вам предстоит дальняя поездка в компании постоянно спорящих детей, проще всего включить ноутбук или планшет и занять их просмотром фильма, хотя в былые времена, передвигаясь в автомобиле, люди играли в разнообразные игры. Почему бы не вернуть эту традицию?

Автомобиль – идеальное место для игр на развитие грамотности. В его салоне мало отвлекающих факторов, поэтому дети сохраняют концентрацию внимания и могут учиться читать, даже не зная об этом.

Вот несколько популярных способов обучения грамотности в дороге.

Слушайте аудиокниги

Важность обширного словарного запаса для достижения академических успехов, особенно в чтении, давно доказана. О том, насколько грамотным станет ребенок в будущем, говорит его словарный запас в раннем детстве. Дети с развитой устной речью редко испытывают трудности при обучении чтению.

  • Один из надежных способов развить словарный запас ребенка к возрасту 9-ти лет – часто слушать с ним любимые аудиокниги во время поездки в машине, например, сказку про Винни Пуха. Начинать лучше всего с 3-х лет. В какой-то момент малыш начнет цитировать высказывания любимых героев и спрашивать: «Мамочка, а что означает это слово?». Аудиокниги побуждают детей интересоваться значением разных слов, таких как «лесть», «доводы» и другие.

С помощью аудиокниг дети начинают проявлять интерес к сложным текстам, которые никогда бы не привлекли их внимание в напечатанном виде. Многократное прослушивание помогает им постепенно все лучше и лучше понимать язык, используемый в повествовании.

Используйте аллитерации

Важным шагом на пути к изучению фонетики является способность различать начальные звуки в словах и отделять их от остальной части слова.

  • Для этого идеально подходит старая добрая игра «Я вижу предмет». (Ее правила таковы: ребенок говорит «Я вижу предмет на букву...» и называет первую букву или первый звук слова). Большинство детей в возрасте от трех лет и старше могут играть в эту игру на базовом уровне. Можно договориться с ними о том, что загаданное слово не обязательно должно быть чем-то, что можно увидеть. Машина движется быстро, и вид из окна меняется каждое мгновение. Поэтому можно просто назвать подходящее слово, которое придет на ум. Старшие дети могут играть, используя названия букв или звуки, которые соответствуют буквам, а малышам в игре удобнее использовать звуки.
  • Игра в животных. В этой игре дети сначала выбирают букву, а затем строят предложения, используя только те слова, которые начинаются на эту букву. Например, «Медведь Мишка маленький и милый» или «Большой бегемот бежит по болоту». Эта игра подходит для детей любого возраста и является интересным способом побудить детей старшего возраста придумывать сложные прилагательные.

Рифма и ритм

  • Когда вы едете в машине, пойте вместе с детьми. Выберите имя, а затем подберите слова или имена, рифмующиеся с этим именем, составьте куплет и пропойте его.
  • С маленькими детьми можно играть в следующую игру: вы выбираете любимую песню и в каждом ее слове меняете первую гласную букву на другую, после чего поете ее в таком видоизмененном виде. Например, припев популярной песенки «Чунга-чанга» может звучать так: «Крукодилы, бугемоты, убезьяны, кушалоты». Дети, особенно девочки, считают эту игру очень веселой.
  • Еще одна идея для ритмической игры заключается в том, чтобы придумывать и изменять известные детские стишки, например: «Утки, утки! Кря-кря-кря. Пить хотите? Да-да-да!».

Способность поддерживать постоянный ритм также является ключевым фактором для достижения будущих успехов в учебе. Полезно слушать музыку в стиле рэп и хип-хоп. Причем инструментальная музыка этих стилей, звучащая в качестве фона, станет отличной возможностью для юных рэперов придумывать собственные стихи.

Голос робота

  • Игра в робота заключается в следующем. Выберите простое слово, например «стол», и произнесите его по буквам «C-Т-О-Л», но голосом робота. Дети должны попытаться угадать, какое слово вы произнесли, а потом очередь переходит к ним, и теперь уже они должны придумать и произнести слово. (Совет: пусть дети выбирают простые короткие слова, иначе игра станет слишком сложной и запутанной.)

Обучать детей чтению можно так же легко, как пристегивать ремень безопасности, к тому же это доставляет море удовольствия. Вот было бы хорошо, если бы все домашние задания можно было выполнять так же забавно и весело!

Гость
Оцените материал