Оценить материал

Совершенствуем память ребенка: часть 2

Несколько научно обоснованных советов, которые помогут детям лучше запоминать новую информацию

Совершенствуем память ребенка: часть 2

Эта статья является продолжением статьи «Совершенствуем память ребенка: часть 1». В ней также представлены стратегии развития детской памяти, основанные на результатах научных исследований.

Укрепление взаимоотношения между воспоминаниями

После школы и в качестве повторения материала попросите ребенка «сделать что-то» с новым учебным материалом, чтобы подчеркнуть множественные взаимосвязи этой информации с подобной информацией, уже хранящейся у него в памяти. Ваш ребенок может записать эти взаимосвязи или представить их в хронологическом порядке на бумаге.

Информация может добавляться на протяжении цикла обучения, как, например, важные события в романе, который ребенок читает на уроке литературы, или события, изучаемые на уроке истории, прогрессивные открытия в науке, ведущие к современным знаниям, или все большие и большие числа в таблице умножения, которые он запоминает. Если при этом ребенок использует специальные цветные ручки или ручки с блеском и рисует наброски, он усиливает личную значимость (значимость данной информации для него самого) и развивает мотивацию и память.

Повышение долговременности воспоминаний с помощью внешних носителей информации

Если ваш ребенок правильно вспомнил информацию для задания или теста, это не значит, что она хранилась в его долговременной памяти. Если ребенок просто заучил ее наизусть механически, скорее всего, он ее забудет при неиспользовании в течение нескольких недель. Это то, что часто случается, когда дети возвращаются в школу после летних каникул и забывают то, что они изучали в прошлом учебном году.

Память укрепляется и воспоминания становятся прочными и долговременными, когда ваш ребенок осознает большое количество взаимосвязей между новым воспоминанием и теми, которые уже хранятся в его памяти. Помогите своему ребенку создать как можно больше взаимосвязей между воспоминаниями, используя письменные документы, представляющие отношение между новыми и предыдущими знаниями.

В качестве внешних носителей информации полезно использовать диаграммы и таблицы с добавлением графиков. Это разнообразие инструментов помогает ребенку определять большое количество взаимоотношений между новым и предшествующим учебным материалом.

Сжатое подведение итогов словесного или письменного общения требует, чтобы ученик действительно понимал информацию. Такой концептуальный уровень понимания является основой для наиболее устойчивых воспоминаний, которые можно активировать для решения новых задач и творческих инноваций.

Дети старшего возраста могут изложить свое понимание изученного в виде краткого резюме. Дети младшего возраста могут смастерить «телефоны» (например, свернув полотенце в рулон) и суммировать учебный материал, делая мнимые телефонные звонки кому-либо на свой выбор. Родители должны вводить ограничение на длительность звонка, которое заключается в том, что на телефонном счету осталось средств только на одну минуту разговора, чтобы дети практиковали «краткое подведение итогов», сжато излагая изученный материал менее чем за одну минуту.

Личная значимость

Связывайте учебный материал с опытом ребенка или вашей семьи, чтобы добиться ярких персонально значимых, эмоционально позитивных воспоминаний. Помогите ребенку выстроить связи между информацией и тем, что он считает важным, интересным и применимым в собственной жизни. Спросите: «О чем это напоминает тебе?» или «Как, по твоему, я бы мог(ла) использовать эту информацию в своей работе?».

Детям старшего возраста, возможно, будет более удобно связывать информацию со своей будущей профессией или с тем, что их заботит в обществе и мире. «Как, по-твоему, ты мог бы использовать эту информацию?» или «Почему эта информация может оказаться полезной или важной для тебя или для историков/писателей/ученых/математиков в будущем?» Такие вопросы повышают значение, которое мозг ребенка придает информации и воспоминаниям.

Расставляйте информацию по значимости в персонифицированных списках: когда детей просят составить список слов, начиная с тех, которые они находят наиболее «приятными», и заканчивая теми, которые они считают наименее «приятными», они смогут восстановить в памяти больше слов, чем если бы просто переписали этот список, не изменяя порядок слов.

С помощью персонализации, подключения и других инструментов повышения личной значимости ваш ребенок будет тратить меньше времени на запоминание. Вместо этого он сможет связывать новую информацию со своим предыдущим знанием, существующими категориями хранимой информации и личным опытом, чтобы быстро, эффективно и с удовольствием формировать постоянные воспоминания.

Преобразование обучения в другие формы

Использование различных способов делает обучение более запоминающимся и строит большее количество нейронных связей для доступа и запоминания информации.

  • Пишите или рассказывайте истории: после прочтения главы книги об истории, литературе, физике и т. д. ваш ребенок может превратить изучаемый материал в форму рассказа и рассказать его своему младшему брату или сестре или записать как повествование. Это помогает запоминанию, так как превращает сухие факты в более персонализированную информацию, давая больше времени на обдумывание, так как ребенок переводит факты в точную, но более описательную форму... например, историю Дона Кихота с точки зрения его лошади.
  • Разыгрывайте представления: делайте мини-постановки дома, побуждайте ребенка подавать информацию в форме скетча или пантомимы, чтобы вы при этом попробовали угадать, о чем идет речь. Этот процесс приведет к увеличению количества нейронных путей к долговременной памяти. Вы также можете изобразить жестами любое слово из словаря и попросить ребенка угадать его.
  • Обучайте информации: попросите вашего ребенка обучить материалу вас, брата или даже вашу собаку или кошку. Значение этого заключается в приложении больших умственных усилий мозга для понимания процесса преподавания материала.

Для того чтобы успешно превратить изучаемый материал в рассказ, скетч или урок для кого-то еще, требуются ясность мысли и понимание того, что способствует формированию долгосрочного воспоминания. Облекая информацию в форму рассказа (повествования), например, описывая хоровод электронов вокруг их друга нейтрона, расположившегося в ядре, ребенок развивает свою память, поскольку дети растут, слушая истории. Схема рассказов (завязка, кульминация, развязка) прочно закреплена в детском мозге, и когда изучаемый материал облекается в форму рассказа, дети его запоминают гораздо лучше.

Перерывы в деятельности мозга

Не только ночной сон сохраняет здоровье мозга и поддерживает способность обучаться и запоминать. Перерывы в мозговой деятельности очень важны во время выполнения домашних заданий и обучения в целом. В зависимости от возраста ученика и его способностей сосредотачиваться временные интервалы для перерыва в учебе могут меняться. Такие перерывы должны происходить еще до наступления усталости, скуки, рассеянности и ослабления внимания. Как правило, для того, чтобы дети сохраняли внимание и вовлеченность в процесс, перерывы в учебе должны происходить через десять минут сконцентрированного изучения или практики для учащихся младших классов и через 15–30 минут для учащихся средних и старших классов.

В течение этих трех-пятиминутных перерывов нет необходимости прерывать процесс обучения. Нужно просто позволить ребенку потянуться, выпить воды или перейти в другую часть комнаты, чтобы поменять обстановку. Физические упражнения, например, прыжки на месте или пение, также помогут ребенку восстановить силы.

Перерыв – это возможность сформировать долгосрочное воспоминание, в то время как ребенок расслабляется и освежает свой мозг. Перерывы в мозговой деятельности позволяют химическим веществам мозга пополняться, активизируя мозг. Во время таких перерывов мозг может тратить больше энергии на усвоение нового учебного материала, потому что он не принимает новую информацию активно. Спустя всего несколько минут обновленный мозг будет готов воспринимать и запоминать новые знания.

Физические движения во время перерывов также усиливают приток крови к головному мозгу, а глубокое дыхание при выполнении упражнений повышает уровень содержания кислорода в крови.

Радость и воодушевление

И, конечно, помните о том, что, чтобы обучение состоялось, очень важны радость, энтузиазм и воодушевление.

Совершенствуем память ребенка: часть 1

Гость
Оцените материал