Любознательность и успешное обучение детей
Хотите, чтобы дети были внимательными при изучении материала? Пробудите их любознательность
Несколько тысяч лет назад, в 360 году до н. э., Платон не рекомендовал принуждать студентов к учебе: «С элементами обучения... нужно знакомить умы в детстве; однако ни в коем случае нельзя принуждать к обучению. Свободный человек не должен становиться рабом в приобретении знаний любого рода. Телесные упражнения, если ими заниматься вынужденно, не наносят вреда организму, но знание, приобретенное под принуждением, не задерживается в уме».
В наше время мы можем поддержать данные рекомендации, избежать принудительного обучения и создать для детей лучшие условия и навыки для счастливой учебы, делая все это на основании неврологических исследований процесса постижения знаний. Благодаря современным технологиям мы имеем возможность в буквальном смысле видеть, как стресс и любознательность выбирают то, какую сенсорную информацию впускать в наши нейронные сети и где этот «вход» заканчивается.
Социальные, эмоциональные, гормональные и пищевые воздействия опережают интеллект на уровне первичных генетических факторов. Исследование в области микробиологии подтверждает, что эмоции и переживания подключают или отключают часть генов, определяя то, какие их них проявят себя, а какие нет. Исследование в области нейропластичности показывает, что интеллект может повышаться и убеждает нас в том, что стратегии образования и воспитания должны быть неврологически обоснованными, чтобы способствовать положительным изменениям.
В этой статье, объединяя опыт педагогов и неврологов, представлены стратегии, которые помогут родителям и учителям доносить информацию до ребенка через систему внимания мозга.
Дети способны концентрировать внимание, но только не на скучных уроках
Попадание в мозг похоже на проход в эксклюзивный ночной клуб со строгим фейс-контролем. Когда информация оказывается внутри, другой привратник, стресс, определяет, может ли она (или нет) пройти в верхний VIP-зал в префронтальной коре головного мозга – в этот ценный участок архитектоники мозга, который составляет всего 13 % его объема и где происходит самый сложный мыслительный процесс и эмоциональные рассуждения.
Мозг эволюционировал, чтобы помочь выжить и самому живому существу, и всему виду. Это означает, что мозг ставит в приоритет потенциальную угрозу. Каждую секунду из миллионов битов сенсорной информации, получаемой из глаз, ушей, внутренних органов, кожи, мышц, рецепторов вкуса и запаха, которые стучатся в дверь нашего мозга, лишь несколько тысяч попадают внутрь. Система, которая определяет, какая информация должна попасть внутрь мозга – на что наш мозг должен обращать внимание, а на что нет, – называется ретикулярная формация (РФ). Она представляет собой примитивную сеть клеток в нижней стволовой части мозга, через которую все сенсорные сигналы должны пройти, чтобы достичь более высоких областей мозга. По существу эта система похожа на такие же системы у собак и кошек.
РФ предпочитает пропускать зрительные образы, звуки, запахи и тактильные ощущения, которые наиболее важны для выживания и одного животного, и всего вида. Приоритет дается изменениям в окружающей среде человека и животного, особенно тем, которые можно расценить как угрозу. Когда угроза воспринимается мозгом, РФ автоматически выбирает соответствующий сенсорный вход и направляет его в нижнюю часть мозга, которая непроизвольно реагирует не мыслью, а действием – реакцией «бей, беги или замри».
Принуждение не эффективно даже с умом, жаждущим знаний
РФ представляет собой виртуальный «редактор», который уделяет внимание и дает доступ лишь небольшой части всех зрительных образов, звуков и тактильных ощущений, доступных в данный момент времени. Это фильтр, нацеленный на выживание, очень важен для животных в дикой природе, но, поскольку он не претерпел существенных изменений по мере человеческой эволюции, его влияние на детей при обучении в школе и дома по-прежнему значительно.
Когда мозг ребенка воспринимает угрозу (наказание или конфуз перед одноклассниками за невыполненное домашнее задание, страх из-за того, что, его не выберут в футбольную команду, или переживание за то, что он может совершить очевидную ошибку, потому что плохо знает английский язык), РФ впускает только ту информацию, которая, по ее мнению, связана с угрозой. Если восприятие угрозы не снижается, мозг продолжает выполнять свою основную работу – защиту человека или животного от вреда. Нейронная активность на сканерах во время страха, печали, гнева или других стрессовых эмоций наблюдается в нижней части мозга. В этом напряженном состоянии «внимание» не находится под нашим контролем, и активность мозга происходит гораздо ниже префронтальной коры. Эта более высокая, мыслящая, когнитивная область мозга не получает сенсорного входа, потому что он считается не имеющим отношения к выживанию. Урок проходит мимо ушей.
Когда ученика критикуют за то, что он не уделяет должного внимания уроку, это не значит, что он невнимательный. Его РФ активирует внимание, впускает сенсорный вход, но только не тот, который его учителя считают важным.
И что дальше?
Один из лучших подарков для исследования в области нейровизуализации – информация о том, какой сенсорный вход проходит через РФ, когда угроза не воспринимается. Когда РФ не находится в режиме повышенной боевой готовности, она особенно восприимчива к новизне и изменениям, которые вызывают любопытство (активируют любознательность). Это ключ к воротам мозга – он ищет вход с новыми, неожиданными, красочными, музыкальными, подвижными, ароматными ощущениями, которые доступны, когда воспринимаемая или воображаемая угроза не преграждает путь. Когда ученику что-то интересно, он ищет объяснений. Это побуждает его проявлять настойчивость в поисках информации, которую он хочет знать и которой его нужно обучать.
С таким знанием о ретикулярной формации мы можем содействовать созданию в классах обстановки, в которой дети будут чувствовать себя в безопасности и могут рассчитывать на взрослых людей, ответственных за выполнение правил безопасности, защищающих их организмы, имущество и чувства от одноклассников, воспринимаемых детьми как потенциальную угрозу. Наше повышающееся знание о том, какая информация получает доступ к мозгу через РФ, как только уровень угрозы снижается, определяет стратегии, которые способствуют сосредоточению внимания детей на занятиях в школе и дома.
Все любопытнее и любопытнее – любознательность в деле
Вы можете использовать новизну в преподавании новой информации. Изменения голоса, внешнего вида, выделение ключевых моментов при помощи цвета, размера шрифта, надевание шляпы, движения, уроки на открытом воздухе, музыка, интересные фотографии и иллюстрации, неожиданные предметы (казалось бы, не связанные с изучаемой темой) заставляют РФ признать сенсорный вход урока, потому что он связан с сенсорным входом любознательности.
Рекламируйте следующую тему обучения с помощью разжигающих любопытство плакатов или, добавляя подсказки или кусочки головоломки каждый день. Это пробудит любознательность детей, так как они начнут строить догадки о том, каким будет следующее занятие, и РФ вынуждена будет «выбрать» и впустить в мозг сенсорный вход этого урока, когда он произойдет. Если родитель помогает ребенку при выполнении домашнего задания или учитель начинает ходить спиной вперед перед уроком, на котором речь пойдет об отрицательных числах, РФ активирует любознательность, чтобы узнать, что же за этим последует. Даже напряженная пауза в речи перед тем, как сказать что-то особенно важное, вызывает предвкушение, так как детям становится интересно, что вы будете говорить или делать дальше.
Чтобы еще больше заинтересовать РФ, повысьте любопытство и последующее воспоминание об информации (учебном материале), которое объясняет интересное явление, побуждая детей делать прогнозы. Прогнозы можно записывать, делиться ими с партнером или размещать на индивидуальных досках в любой момент во время урока. Не препятствуйте попыткам или любопытству детей подтвердить или опровергнуть прогнозы. Вместо этого всячески поддерживайте их интерес, реагируя на это подтверждающим кивком головы или словом «спасибо». Мозг на самом деле учится на основе системы прогнозов и обратной связи, потому что нейропластичность усиливает нейронные сети, используемые, чтобы делать правильные прогнозы, и корректирует сети памяти, используемые, чтобы делать неправильные прогнозы. (Поэтому очень важна своевременная корректирующая обратная связь, чтобы эти дефектные цепи можно было заменить точной информацией).
Дети, у которых загораются глаза, когда их спрашивают: «Что вы делали сегодня в школе?»
Вспомните, что, будучи ребенком, вы думали о редиске в качестве гарнира. Теперь представьте, что вы входите в свой детский класс и видите, что редис лежит на всех столах. РФ детей заинтересуется этим обычным предметом, потому что он лежит на партах в классе, а не на тарелке. Теперь их внимание готово к новизне и проявлению любознательности, поэтому РФ впускает сенсорный вход – «ключ» к разгадке смысла нового предмета на партах. Дети заинтересованы и мотивированы обнаружить причину, почему на их партах лежит редис. С этого момента они становятся внимательными, а их мозг вовлечен в процесс обучения.
Как инструмент выживания ретикулярная формация чутко воспринимает все интересное и любопытное и запоминает исходы прогнозов мозга, так как живым существам необходимо учиться и повторять ту модель поведения, которая удовлетворяет потребности выживания, такие как потребление вкусной еды или следование за запахом потенциального партнера. Вовлеченный и сфокусированный мозг бдительно отслеживает сенсорный вход, который сопровождает приятные ощущения. У животных эти ассоциации помогают находить источник удовольствия в будущем. Если дети получают удовольствие от исследований, связанных с редиской, требуемое содержание урока проследует в открытые ворота и достигнет самой высокой, когнитивной области мозга.
Новый опыт с редиской, если его использовать для пробуждения любознательности и прогнозирования, способен сделать больше, чем просто «доставить» учебный материал в хранилище долгосрочной памяти. Если в тот же вечер вы спросите у детей: «Чему вы научились сегодня в школе?», они будут продолжать закреплять воспоминание, так как будут описывать и редиску, и учебный материал, потому что благодарные родители устанавливают позитивную обратную связь в форме внимательного слушания.
Джуди Уиллис, «Psychology Today»