Оценить материал

Как ребенку лучше приступать к чтению

Семь советов о том, как приступить к начальному обучению чтению ребенка, изучившего все буквы алфавита

Как ребенку лучше приступать к чтению

Ура! Ваш ребенок выучил алфавит! Что дальше? Что теперь необходимо сделать, чтобы, зная все буквы, ребенок встал на путь освоения чтения? Далее представлены семь важных советов родителям, которые можно эффективно использовать при переходе от изучения алфавита к беглому чтению.

1. Сосредоточьте внимание на буквах имени ребенка. Имена – это наиболее важные слова для детей, так что имеет смысл начать обучение чтению именно с имени ребенка. Указывайте ребенку на «его букву» – первую букву его имени везде, где вы ее встретите. Затем поиграйте в разгадывание головоломки при помощи кубиков с буквами, магнитных букв или индексных карточек с буквами. Перемешайте буквы имени ребенка и вместе с ним сложите их обратно в правильном порядке. Играйте в такую игру почаще, а затем введите в нее слова «мама», «папа», имена родных братьев и сестер, друзей, родственников и домашних животных.

2. Учите ребенка узнавать каждую букву и соответствующий ей звук. Одно дело знать буквы по порядку, а другое – различать каждую букву в отдельности, зачастую справиться с этим ребенку сложнее. Когда вы видите «его букву» на вывеске, коробке с хлопьями или книге, не забудьте указать на нее. Скажите: «Ух ты! Маша, смотри! Я нашла твою букву! Вот «М», первая буква твоего имени Маша. М-м-м-м, м-м-м-м – Маша!».

Поговорите о звуках, соответствующих разным буквам, и непременно обращайтесь к предметам или занятиям, которые интересуют ребенка. Например, скажите: «Вот буква «М», с которой начинается «мелодия», «музыка». Ты ведь любишь засыпать под тихие мелодии. Мелодия начинается с буквы «М», как «мяч», «масло» и «медвежонок». А какие еще слова начинаются со звука «М»?».

3. Познакомьте ребенка с прописными и строчными буквами. Вряд ли ваш ребенок будет читать книгу, в которой все буквы заглавные, поэтому уже на самой ранней стадии обучения чтению рассказывайте ему о прописных (заглавных) и строчных буквах. Играйте в игры, в которых нужно сочетать эти буквы, и составляйте имя ребенка с помощью тех и других.

4. Практикуйте технику раннего письма. Если ребенок постоянно упражняется в написании нескольких простых букв, вскоре, скорее всего, он сможет написать бо́льшую часть букв алфавита. Начните с «X» и «O», а затем перейдите к квадрату и треугольнику. «Писать» на песке, рисовать водой или пальцем в креме очень забавно и весело, и, даже прежде чем вы осознаете, ребенок уже будет готов перейти к написанию букв своего имени.

5. Связывайте предметы со словами. Так как чтение предполагает осознание смысла при сочетании слов, картинок и первоначальных знаний, начинающие читатели опираются при чтении на иллюстрации, и это нормально. Указывайте на предметы обихода и произносите слова, соответствующие названиям этих предметов. Играйте в игры, в которых дети соединяют простые слова с картинками, например, «кошка» с фотографией кошки и «собака» с фотографией собаки, и т. д. Покажите ребенку, как это сделать. Укажите на первую букву слова и произнесите звук, соответствующий этой букве, потом все слово целиком, а затем укажите на картинку.

6. Практикуйте привязку звукового образа слова к графическому. Привязка звукового образа слова к графическому – это простой, но значимый способ закрепления начальных навыков чтения. Он заключается в указывании на печатные элементы в текстах: вы указываете на название книги при его прочтении, сопровождаете пальцем слова, которые читаете в тексте. Это помогает детям научиться основам: каждая книга имеет название и автора (а иногда и иллюстратора), мы читаем слева направо, а затем переходим к началу следующей строки. Позже начните рассматривать основные правила грамматики и пунктуации, различия между художественной и научной литературой и разные жанры (новости, журнальные публикации, стихотворения, рассказы и т. д.).

7. Читайте, читайте и еще раз читайте! Читайте с вашим ребенком каждый день по многу раз. Читайте книги, вывески, плакаты – всё, где есть слова. Читайте утром, днем и вечером. Читайте в парке и в гостиной. Читайте надписи везде, где их можно найти!

Самое главное – празднуйте успехи вашего ребенка, потому что учиться чтению нужно с огромной радостью!

Гость
Оцените материал