Как помочь детям помечтать с пользой
Упражнение, помогающее детям понять свои желания и мечты и определиться с будущим
Исследователи в области социальных наук нашли мощный инструмент визуализации, способный принести молодым людям как краткосрочную, так и долгосрочную пользу. Это упражнение, которое занимает всего двадцать минут и делается очень легко и приятно. Оно моментально поднимает настроение и является своего рода целенаправленным мечтанием.
Воспользоваться им могут все возрастные категории, но особо действенно оно для детей и молодежи, потому что дает им чувство контроля и перспективы, футуристическое мышление (также известное как целеполагание). Но упражнение при этом не предполагает известной тяжести, связанной с постановкой цели, в виде чужих (читай родительских) ожиданий, давления непременного достижения поставленной цели, конкурентоспособности и т.п.
Упражнение разработано и протестировано социологами Кенноном М. Шелдоном и Соней Любомирски. Исследователи обнаружили, что помимо непосредственно поднятия духа, жизненного тонуса, упражнение способствует и приобретению определенных качеств: чувства контроля над своей собственной жизнью, понимания процесса зарождения и кристаллизации целей в самом себе, ощущение себя более целостным.
Более того, даже спустя три недели участники все еще чувствовали уверенность в себе и внутренний комфорт. Спустя пять месяцев они реже болели, чем контрольная группа, которая не практиковала целенаправленные мечтания, а получила задание записывать подробности своей повседневной жизни.
Как выполнять это упражнение целенаправленных мечтаний? Это довольно просто.
Упражнение выполняется в течение двадцати минут и состоит в следующем: необходимо взять ручку или карандаш, лист бумаги (или компьютерный файл) и написать маленький рассказ о наилучшей реализации себя в будущем и о лучшей версии самого себя. Предела нет! Предел – только небо!
Представляя самое лучшее о себе, о своем возможном «я» в будущем, необходимо непременно визуализировать ответы на следующие вопросы: «каким человеком я хочу быть, скажем, через пять лет?», «с кем я хочу быть?», «в какой жизненной ситуации я хочу оказаться?», «мое местоположение?», «страна?», «моя работа или любимое занятие?», «уровень благосостояния?», «семейное положение?».
Поскольку это увлекательно и позитивно - позволять себе безгранично и свободно мечтать о своем прекрасном, идеальном будущем - большинство людей готовы регулярно выполнять это упражнение. Оно способно привести в движение глубокие внутренние психологические процессы и на самом деле по-настоящему обеспечить достижение желаемого образа жизни, или же упражнение просто подарит огромное количество хорошо проведенного времени, что тоже принесет свои плоды. Рост психологического и физического благополучия, как результат, делает это упражнение реально стоящим, пусть даже все воображаемые обстоятельства так и не материализуются в реальной жизни.
Упражнение особенно эффективно для детей и юношества, потому что ведет их в будущее, в мир, где им предстоит руководить, находясь непосредственно в «центре управления» своей жизнью. Оно также наделяет их верой в возможность счастливого будущего, полного достижений и самореализации.
Уолт Дисней сказал когда-то: «Если вы можете мечтать об этом, вы можете достичь этого». Мастер фантазии знал, о чем говорит. Фантазируя о будущем с помощью данного упражнения, молодые люди могут сфокусироваться на том, чего они хотят на самом деле от жизни, а также начать генерировать психологическую энергию для достижения своих самых драгоценных тайных желаний, рожденных из самых заветных мечтаний.
Роберт Майерс, доктор философии