Общение с подростком в стрессовом состоянии
Советы о том, как предотвратить эмоциональный срыв подростка правильным общением с ним
Жизнь подроста чем-то похожа на жизнь внутри скороварки. Одновременное существование таких задач, как достижение успеха в школе, участие во внешкольных мероприятиях, общественные работы, работа в неполный рабочий день (для некоторых), урегулирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и управление собой в условиях гормональных изменений может превратиться в предпосылки настоящего эмоционального срыва.
Родителям подростка важно знать, когда и как ему помочь справиться с психологическим давлением и как не привнести в его жизнь новых стрессов. Как и в большинстве ситуаций, рецепт успеха начинается с надлежащего и своевременного общения.
Ищите естественные возможности для проверки состояния вашего подростка
- Задавайте вопросы тогда, когда ваш подросток наиболее склонен воспринимать их. В идеале это может быть случайный, спокойный момент, когда ни кому из вас не нужно торопиться. А вот задавать ребенку вопросы сразу же после школы или когда вся семья собралась за ужином – не самый оптимальный вариант, который зачастую только усиливает его стрессовое состояние.
- Если у вас несколько детей, нужно подбирать правильное время для каждого из них. Один ребенок может быть более открытым к общению в поездке в машине, а другой чувствует себя более комфортно перед телевизором.
- Учитывая занятость вашего подростка, вам, возможно, придется выбирать правильное время для общения. Старайтесь всегда быть доступными для ребенка в перерывах в его расписании.
Задавайте правильные вопросы
- Открытые вопросы предназначены для развития беседы и естественным образом приводят к дополнительным вопросам. Ваш подросток не сможет отвечать на открытые вопросы просто «да» или «нет», и поэтому беседа не прекратится, так и не начавшись. Начните разговор с вопросов «Почему?», «Как?» или «Какие...?».
- Избегайте закрытых вопросов – тех, которые начинаются со слов, «Где», «Когда» и «Ты это…?», т. е. вопросов, требующих односложных ответов.
- Как только беседа завязалась, для того чтобы побудить вашего подростка к дальнейшим развернутым ответам, используйте такие фразы, как «Расскажи мне еще о…» и «Почему это так важно для тебя?».
Задавайте «завуалированные» вопросы
Избегайте задавать вопросы, к которым ваш подросток может быть особо чувствителен. Маскируйте их под разговор о других людях или о ситуации в целом. Например:
- «Откуда ты знаешь, что твой друг действительно испытывает стресс?» или «По каким признакам ты определяешь, что твоему другу плохо на душе?». Такие вопросы дают вашему ребенку шанс проявить сочувствие, а вам – некоторые подсказки о том, как действовать дальше.
- «Оцени по шкале от 1 до 10, где 1 – совершенно расслаблен, а 10 – паническая атака, уровень стресса, который характерен для ваших уроков математики».
Продолжайте беседу, задавая личные вопросы
Если разговор проходит хорошо, задайте следующий вопрос с использованием вашего личного опыта: «Если использовать эту шкалу, мой уровень стресса в десятом классе составлял 6–7 баллов. А каков твой уровень?».
Управляйте своими реакциями. Если ребенок ответил, что его уровень стресса выше, чем вы ожидали, сделайте паузу, а затем продолжайте беседу, задавая открытые вопросы, например: «Что помогает тебе снижать уровень стресса?».
Говорите коротко, если, конечно, вас не просят сказать больше. Некоторые дети любят слушать, как родители делятся своим опытом в подобных ситуациях, это делает вас более «крутым» и искренним в глазах детей. Обязательно следите за сигналами ребенка о том, что вам пора остановиться и дать возможность высказаться ему самому.
Пересказывайте то, что сказал подросток
Это поможет вам убедиться в том, что вы правильно поняли своего ребенка, чему он будет искренне рад. В противном случае подросток либо исправит вас, либо уточнит для вас то, что он имеет в виду, что позволит вам задать еще несколько открытых вопросов. Когда вы достигните полного взаимопонимания, скажите: «Спасибо тебе большое за то, что ты помог мне понять, в чем дело».
Не спешите с решениями и не высказывайте собственное мнение, пока вас об этом не попросят
Не говорите слишком много и не давайте советы. Сосредоточьтесь на том, чтобы узнать и понять точку зрения вашего подростка.
- Спросите: «Если бы один из твоих друзей испытывал стресс и рассказал тебе об этом, что бы ты сделал?».
- А затем: «Что еще ты можешь попробовать, чтобы помочь ему? Что конкретно?».
Если ребенок спросит вас: «А что бы ты сделал(а)?», предложите ему список решений и спросите, что, по его мнению, будет действительно эффективно в его ситуации.
Записывайте и повторяйте
Лучший способ подготовки к важной встрече, коей является встреча и разговор с ребенком, – это предварительно потренироваться и проговорить свой подход и реплики. О чем вы будете спрашивать? Как вы поможете ребенку почувствовать себя в безопасности и довериться вам? Как вы будете отвечать на определенные реакции подростка? Вы должны иметь запасной план действий, который поможет остановить подростков на пути к достижению «точки кипения».