Социальное и эмоциональное обучение подростков
Способы социального и эмоционального обучения, которыми родители могут помочь подростку
Как отмечают психологи, а родители рассказывают из первых уст, подростковый возраст – достаточно запутанное время, отмеченное юношескими экспериментами с новыми способами бытия.
В этот период важной частью развития ребенка является исследование вопроса «кто я?». Это сложная задача, учитывая, что образование сегодня непременно познавательное, и не является воспитывающим, поучительным с учетом социальных и эмоциональных потребностей подросткового формирования. Как результат, именно родители несут полную ответственность за социальное и эмоциональное развитие своего ребенка, «сердечную» его часть. И это в то время, когда подростки пытаются создать свою собственную самобытность, отличную от своих родителей.
Социальное и эмоциональное обучение – это осознанное построение межличностного (осознание чувств других людей) и внутриличностного (самосознание) разумного понимания, необходимого для того, чтоб жить эффективной, вовлеченной жизнью.
Так как же родителям поддержать социальное и эмоциональное развитие своего ребенка? Ниже приведены восемь советов по помощи подростковому социальному и эмоциональному обучению дома в семье и укреплению меняющихся взаимоотношений родитель-ребенок.
1. Активное слушание – это то, как родитель, слушая подростка, может помочь ему в работе над формированием личности. Родители помогают своим детям исследовать юношеский вопрос «кто я?», когда слушают без осуждения или страха. Слушанье с открытым сердцем помогает подросткам разобраться и понять свой собственный мир, а также изменения в самом себе, поскольку в них начинает пробуждается процесс принятия на себя ответственности за то, кем они являются в данный момент времени, и то, кем они хотят быть в будущем.
2. Саморефлексия – это «отражение», отражение чего-то происходящего «внутри» индивидуума. Куда же саморефлексия, как фундамент самопознания, может вписаться в плотном графике подростка? Родители могут поспособствовать этой критической потребности, необходимой для развития личности, креативными способами в домашних условиях – даже разговором за обеденным столом или во время совместного просмотра фильма. Для формирования саморефлексии нужно время и практика, после чего она начнет проявлять себя естественным образом.
3. Подлинность предлагаемой модели – подростки – увлеченные наблюдатели человеческого поведения, особенно поведения их собственных родителей. Они постоянно подвергают сомнению правду и реальность, поскольку экспериментируют с новыми способами бытия. Родители окажут поддержку поиску своим ребенком эмоциональной храбрости и честности, если будут жить таким образом сами, - или, по крайней мере, прикладывая для этого максимум усилий. Хороший старт для родителей – это хотя бы не претендовать на то, что они знают ответы на все вопросы.
4. Поощрять творчество/способствовать креативности – юношеская работа по созданию собственной индивидуальности означает движение в неизвестность. Как и художники, подростки словно входят в пустой холст и экспериментируют с красками и материалами, как средством, чтобы принять или отклонить новые способы бытия. Творчество дает им свободу экспериментировать и создавать себя безопасными и конструктивными способами. Это может достигаться посредством искусства, литературы, танцев, спорта, одежды, театра и музыки. Родители укрепляют творческие начинания своих детей, когда проявляют к ним живое любопытство с реальными вопросами и подлинным интересом.
5. Праздновать ошибки – ошибки означают, что ваш ребенок принимает на себя риски и, в конечном итоге, приобретает собственный опыт. Ошибки - это неотъемлемая часть роста. С раннего детства, каждый из нас учится поддерживать образ «я» или «эго», как нечто чрезвычайно идеальное. Получается, что сделанная ошибка, будто показывает, что этот человек более низкого уровня бытия, и, следовательно, уже не станет приниматься другими в полной мере. Это печально, потому что все обучение построено на том, чтобы что-то попробовать и посмотреть, что из этого выйдет.
6. Параллельный процесс – параллельный процесс означает, что вы будете учиться и расти вместе с вашим ребенком. В каждую минуту роста сына или дочери, родители должны вспоминать и помнить о своем собственном опыте в этом возрасте. В тоже время, для родителей очень важна и перспектива, даже когда они чувствуют, что ее нет. Подростковый возраст объединяет родителя и ребенка в путешествии по самопознанию, свойственному человеку.
7. Борьба – это важно – родители часто хотят защитить своих детей после того как те совершили какое-то падение. Важно признать, что устойчивость связана с приобретением уверенности в своих силах. Подросткам необходимо учиться и принимать трудности как часть жизни и выживания. Они смогут узнать, на что способны, только когда пройдут через что-то самостоятельно. Родители должны поддержать борьбу (как важный труд) как императив в развитии.
8. Интегрировать «темную сторону» - для родителей может оказаться пугающим - стать свидетелем того, как однажды их солнечный, «беспроблемный» ребенок превратится в мрачного, раздражительного подростка. Некоторым родителям трудно принять проявившуюся «темную сторону» (неуверенность в себе, гнев, страх, чувство неловкости) и признать, что более тяжелые вещи, связанные с взрослением, – ими не принимаются. Родители должны постараться интегрировать всё: взлеты и падения, хорошее и плохое, чтобы поддержать баланс у их ребенка.
В конечном итоге, подростки, которые имеют аутентичный опыт социального и эмоционального обучения и практику на дому и в школе, лучше оснащены, чтобы жить жизнью самопринятия, самоизучения и личной ответственности.
Кимберли Хакетт, консультант по социальному и эмоциональному обучению, магистр в области подростковой психологии и экспрессивной терапии и консультированию по вопросам психического здоровья.