Достаточно ли стимулирование ребенка?
Советы родителям, которые помогут сбалансировать индивидуальное количество стимулов для детей
На свадьбах среди прячущихся под столом можно увидеть два типа детей. Первый тип – это, как правило, ребенок в компании хохочущего двоюродного брата с горящими глазами, который получает огромное удовольствие от похищения бутылки шампанского, захватывающего своей незаконностью, или же радующийся другой «контрабандной» деятельности. Второму типу ребенка прохладные складки скатерти, свисающей со стола, дают временное убежище от шума, суеты и мероприятия в целом.
Психологам давно известно, что разным людям необходимы разные степени стимулирования (побуждения к действию). Подобно термостату на вашем котле отопления, который выключает печь, когда становится слишком жарко, или запускает систему, когда температура падает ниже допустимой, все мы склонны регулировать нашу окружающую среду, чтобы удерживать уровень стимулирования в пределах диапазона, который нам максимально подходит и комфортно воспринимается.
Люди, которые любят высокий уровень стимулирования (стимула деятельности) – это экстраверты. Это коммуникабельные, легкие на подъем люди, динамичный и энергетически мощный стиль жизни которых питает их потребность в ярких впечатлениях, ощущениях и волнении. На другом конце спектра находятся крайние интроверты, которых более вероятно встретить на диване в удобной позе с хорошей книгой вдали от суеты мира.
Такие различия вмонтированы в мозг человека и связаны с тем, как он реагирует на возбуждение (активация ЦНС). Это не означает, что интроверты не хотят иногда весело расслабиться, или что экстраверты никогда не сидят на месте. Тем не менее контрастирующие уклады жизни максимально проявленных интровертов и экстравертов – это иллюстрация того, насколько мы стремимся сохранить общий уровень возбуждения в пределах, которые нам конституционально подходят.
Если мы не в состоянии контролировать уровень возбуждения (активации ЦНС), то испытываем стресс. Фактически, реакция на стресс – это один из механизмов обратной связи, который позволяет нам определить, что мы вышли из зоны комфортного уровня стимуляции. Большинство из нас уже знают, что чрезмерная стимуляция может оказывать мощное воздействие на детей. Посетите любой детский день рождения, и вы сможете наблюдать интересные вещи. На каждого «дикого» ребенка, который прыгает на диване или пытается разлить желе по всей комнате, приходится одна заплаканная жертва, для которой это мероприятие слишком сильное испытание. Однако мы менее настроены осознавать, что если уровень стимула падает ниже необходимого для нас, это также может привести к стрессу.
Скуку терпеть трудно, и многие дети считают ее невыносимой. Большинство из нас признают, что у чрезмерно простимулированного ребенка, скорее всего, есть проблемы с управлением своим поведением, но то же самое можно сказать и о недостаточно простимулированном ребенке. Одним из первых шагов, который кинолог предпринимает в отношении непослушной или агрессивной собаки, является достаточная физическая нагрузка. Недостаточно простимулированные дети будут прибегать к отчаянным мерам, чтобы поднять свой уровень активации до более приемлемого диапазона. Вы можете наблюдать это, когда дети, на долгое время пристегнутые ремнем безопасности в машине, начинают ссориться друг с другом в попытке поднять уровень волнения в непосредственной среде. Кроме того, они могут пытаться провоцировать вас постоянным нытьем: «Скоро мы приедем?».
Слишком малый или слишком большой уровень стимулирования может быть одинаково плохим для детей. Все дети требуют и желают разных уровней действий и спокойствия. Узнайте своего ребенка и помогите ему узнать самого себя.
Когда ребенок станет старше, будет полезно помочь ему понять, где он находится на шкале «интроверт-экстраверт» и что это означает с точки зрения борьбы со стрессом, который сопровождает слишком малое или слишком большое количество стимулов. Когда вашему ребенку исполнится семь лет, он может пройти один из детских личностных тестов, который даст ему некоторое представление об уровне необходимого ему стимулирования.
Научите ребенка распознавать, когда ему нужно сделать что-нибудь активное, интересное или захватывающее и когда его сенсоры внутреннего напряжения говорят ему о том, что настало время успокоиться. Некоторые методы релаксации являются полезными инструментами, которые могут помочь чрезмерно простимулированному ребенку восстановить внутренне равновесие.
Кроме того, убедитесь, что вашему ребенку доступен при необходимости широкий диапазон подходящих видов деятельности для повышения уровня стимуляции. В идеале, это должны быть занятия, которые не требуют вашего участия или наблюдения. Многие скучающие дети в конечном итоге вымогают у своих родителей различные экстравагантные поездки и экскурсии; это нормально время от времени, но не может стать основным решением проблемы в те периоды, когда вашему ребенку необходимо поднять уровень стимуляции.
Основной спортивный инвентарь, такой как футбольные мячи, скакалки и ходули, идеально подходит детям, которые нуждаются в физическом стимулировании. Многие родители уверяют, что большой садовый батут – это выгодное денежное вложение для таких целей, к тому же он может служить отличным развлечением для взрослых, когда их дети спят.
Не забывайте, что новинки также стимулируют детей. Для таких целей можно использовать черный ящик – он может содержать рецепты блюд, которые вы и ваш ребенок можете вместе приготовить, инструкции о поиске клада или задание изготовить три музыкальных инструмента из бытовых предметов. Сейчас доступны многие книги, содержащие подходящие предложения.
Сборник рассказов серии «Моя озорная сестренка» («Шалунья-сестричка» – вариант перевода издателей) британской детской писательницы Дороти Эдвардс дает блестящую идею, которую вы можете легко осуществить. Во время выздоровления сестренка получает доступ к специальному сундучку сокровищ, собранных другом соседом. Сундучок содержит ряд интригующих, но повседневных вещей: красивую ракушку, бумажный веер, миниатюрную куклу. Каждое сокровище индивидуально упаковано и размещено в собственном отделении. Причина, почему этот сундучок так счастливо заинтриговал героиню рассказа, заключается в том, что он попадает в руки девочки только в особых случаях. Поэтому содержание сундучка хранит ауру особого очарования.
Будете вы делать свой собственный сундук с сокровищами или нет, но принцип иметь про запас набор игрушек или игр, которые можно использовать только в особых случаях, – очень хороший. Таким образом, можно предоставить полезный источник деятельности скучающим детям, когда они нуждаются в стимуляции. Многих детей в наше время просто заваливают подарками на Рождество и дни рождения. Почему бы не усилить удовольствие вашего ребенка от подарков, дав им доступ к ним через год? Пробуйте, экспериментируйте, интригуйте своих детей, и им всегда будет весело и интересно.