Мой ребенок идет в сад: как помочь ему адаптироваться?
Детский сад - первое место социализации ребенка, где все чужое, а главное - рядом нет родителей
Проживая в семье, ребенок усваивает неписаные правила ее функционирования: кто за что отвечает, к кому можно прийти за объятиями, а к кому - с просьбой купить кота.
Это происходит естественно и без особых усилий, поскольку семья - первая знакомая для ребенка среда.
Другое дело детский сад - первое место социализации ребенка. Это что-то, где все чужое, нет любимых домашних запахов и игрушек. Но самое главное - рядом нет родителей. Из-за всего этого ребенок чувствует себя тревожно и напряженно.
Чтобы облегчить адаптацию сына или дочери в детском саду, воспользуйтесь следующими подсказками.
Подготовьте «пакет поддержки»
Это может быть рисунок вашей семьи, который вы недавно нарисовали вместе, или мягкое сердце, где вложено совместное фото. Пусть ребенок возьмет эту вещь с собой - в рюкзаке или куртке.
Объясните: «пакет поддержки» напоминает, что вы думаете о ребенке и его любите. Символические вещи помогают детям найти эмоциональную опору и напоминают о хорошем.
Так ребенок идет в садик с наглядным отпечатком семьи, а следовательно - с ресурсами и силами адаптироваться к новым людям и режиму дня.
Усильте ощущение вашего присутствия
Без присутствия мамы малыши начинают волноваться, плакать и капризничать. Часть детей замыкается, не хочет подходить к воспитательницам и другим детям.
Чтобы этого не случилось, помогите ребенку понять: то, что он ходит в садик, а не проводит целый день с вами, не означает, что вы любите его меньше.
Есть хороший способ укрепления отношений между родителями и детьми - «вопрос на хороший сон». Для этого каждый вечер, когда укладываете ребенка спать, спрашивайте одну вещь, а потом вместе обсуждайте ответ. Это не отнимает много времени: 3-10 минут, а ребенок засыпает зная, что значимый взрослый ценит и слушает его мысли.
Вопросы могут быть разные:
Какой твой любимый персонаж из мультиков и чем он тебе нравится?
Давай придумаем нашу традицию для походов в сад: какой смешной жест мы будем показывать, когда я буду идти на работу, а за тобой придет воспитательница? Этот жест означает, что я целый день буду думать о тебе, пока ты в саду.
Что бы ты хотел попросить у доброго волшебника?
Если бы ты встретил Винни-Пуха/Смурфика/Свинку Пепу, то как бы ты хотел провести с ними день?
Как думаешь, какие мечты людей чаще всего исполняют феи?
Руководствуясь интересами вашего ребенка и его настроением, модифицируйте вопросы, придумывайте новые.
Любимая игрушка тоже идет в садик
Есть дети, которым очень важно иметь с собой любимого мягкого зайца или книгу.
Если ребенок просит вас взять из дома в сад одну-две вещи, то не значит, что он требует лишнего или капризничает. Это позволяет ему чувствовать себя защищено и в безопасности.
Именно с чувством безопасности дети способны быстрее начать адаптацию в садике.
Помогайте ребенку увидеть новое
Старайтесь не ограничиваться закрытыми вопросами: «А тебе нравится еда? Ты не хотел спать в тихий час, поэтому ты расстроился?», А обращайте внимание на интересные детали.
Важно подсказывать ребенку, что в его жизнь привнесло посещения садика.
Например, он познакомился с детьми, послушал новые сказки, которые читала воспитательница, узнал, что у мальчика из группы есть зеленый попугай.
А может, нашел Катю и Олеся, которые тоже мечтают стать полицейскими, и теперь ему есть кого позвать на день рождения?
Дети такого возраста еще не могут заметить причинно-следственных связей, поэтому помогать увидеть положительные изменения остается вам.
Воспользуйтесь сказками
Дети чувствительны к сказкам и историям, потому что они доступны для понимания, а персонажи оказываются в знакомых им проблемах или трудностях.
Психолог Дорис Бретт написала книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя». Она объясняет родителям принципы сочинения терапевтической сказки и приводит примеры историй, которые спасут в различных ситуациях.
Чтобы сочинить сказку под нужды ребенка, включите в ее сюжет:
- героя или героиню, которые интересны ребенку;
- проблемную ситуацию или трудности - аналогичные тем, которые есть у ребенка;
- понятный ребенку способ для решения проблемы, которым воспользовался герой. Этот способ должен быть простым для запоминания и не слишком сложным в исполнении.
- счастливое окончание истории.
Через сказку ребенок усваивает, как можно вести себя и изучает новые для него способы взаимодействия с другими.
Вы можете рассказать о маленькой сове, которая была очень напугана. Она узнала, что скоро идет в садик, а не знала, что такое «садик». Тогда ее мама рассказала, с кем она встретится там и как выглядит типичный день в саду. Так сова перестала бояться, а захотела его посещать.
Или о маленьком гноме, который не мог найти друзей в саду. Он жаловался маме, не зная, почему никто не хочет с ним заговорить. Мама рассказала гному две тайны: другие дети тоже могут бояться познакомиться. Мама посоветовала угостить их всех яблоками, чтобы начать новую дружбу.
Марта Прыриз, психолог, Українська правда. Життя.