Оценить материал

Третий ребенок в семье: особенности характера

Детский психолог Мери Уоллес: порядок рождения ребенка влияет на характер и эмоциональную сферу

Третий ребенок в семье: особенности характера

Вот уже несколько месяцев светские хроники обсуждают появление на свет принца Луиса, третьего ребенка британского принца Вильяма и Кейт Миддлтон. Журналисты пытаются предположить, какой характер унаследует ребенок, и как на него повлияет то, что он – третий ребенок в семье.

Психологи давно установили, что порядок рождения ребенка сильно влияет на формирование детских эмоций, поведения и особенностей характера. Каждый ребенок рождается в определенных условиях, и это вызывает у него уникальные эмоциональные переживания – как позитивные, так и отрицательные. Этот опыт формирует у ребенка определенные черты характера.

Третий ребенок появляется в семье, когда родители уже имеют большой опыт в воспитании детей и уже не беспокоятся по поводу незначительных проблем. В результате третий ребенок часто вырастает более спокойным и жизнерадостным. Даже из двух детей в семье младший обычно является более улыбчивым и очаровательным, и из-за этого ему уделяют больше внимания.

Однако этот маленький ангелочек тоже сталкивается с определенными проблемами. Старшие дети обычно более громкие и требовательные, и младший ребенок может оказаться на заднем плане в таком окружении. Старшие дети постоянно сталкиваются с новыми проблемами, требующими внимания родителей: они первыми идут в школу, первыми уходят на вечеринку на всю ночь и т.д. Часто родители берут с собой младшего ребенка, когда ведут старшего в спортивную секцию, музыкальную школу и т.д. Таким образом, младший ребенок получает меньше индивидуального внимания. Когда появляется третий ребенок, у родителей уже нет столько свободного времени, чтобы читать ему книги, как это было со старшими детьми.

В результате, младший ребенок часто привлекает к себе внимание и пытается получить его всеми возможными способами. Он может постоянно шутить или проявлять артистичность, однако иногда ребенок выбирает для этого другие способы: крик, плохое поведение и т. д.

У вечно занятых родителей обычно недостает времени, чтобы научить младшего ребенка завязывать шнурки или одеваться, и часто выполняют эти действия за него. Старшие дети обычно умеют делать это самостоятельно. Младшему ребенку часто не хватает жизненных навыков, поэтому он становится зависимым от окружающих.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются младшие дети, – это то, что старшие часто отвергают их. Младших детей не берут играть (иногда просто из-за того, что младший не понимает правил или ему недостает ловкости для того, чтобы играть). От этого младшие дети чувствуют себя обделенными и в будущем прикладывают большие усилия, чтобы их принимали окружающие.

Иногда старшие братья и сестры не принимают младших из чувства ревности. Они видят, сколько времени родители уделяют младшему (даже если это происходит по объективным причинам – когда родители кормят маленького ребенка, меняют ему подгузники и т. д.). Средние дети также возмущаются, что до последнего времени они сами были младшими в семье и все внимание родителей было уделено им, а теперь они лишились такой привилегии.

Исследования психологов показывают: чем меньше разница в возрасте между детьми, тем выше конкуренция между ними.

Рассмотрим, как эта динамика проявляется в королевской семье. Средней дочери принца Вильяма и Кейт Миддлтон, принцессе Шарлотте, сейчас три года. У нее, как и у любого ребенка этого возраста, есть много потребности во внимании родителей. Ей необходимо посидеть на коленях матери и взаимодействовать с ней. Поэтому вполне вероятно, что она будет испытывать зависть и беспокойство по поводу того, что мама проводит с ней меньше времени. Это может вызвать у нее проблемы со сном или спровоцировать плохое поведение, чтобы привлечь внимание мамы. Особенно это вероятно в случаях, когда мама кормит младшего брата и старшая дочь видит особую связь между ними.

Однако здесь есть один нюанс: среди всех детей в королевской семье принцесса Шарлотта –единственная девочка, поэтому в любом случае она получит особое внимание родителей. В свое время она будет проводить с мамой больше времени за женскими занятиями (они будут вместе делать маникюр, ходить к парикмахеру и т. д.), и это будет приносить ей особое удовольствие.

Какое же положение в семье у старшего сына, принца Джорджа? Разумеется, в королевской семье его положение особое, ведь он является главным претендентом на престол. Это, в конечном итоге, может привести к тому, что младшие дети будут чувствовать зависть. Но Джордж, вероятно, также будет испытывать некоторую ревность по отношению к младшему брату. Он может опасаться, что Луи окажется лучше его в каких-либо занятиях (например, в футболе или учебе).

Еще одна проблема, с которой может столкнуться младший ребенок, – это то, что у него есть старшие брат и сестра, которые могут намного больше, чем он. Он еще будет кататься на трехколесном велосипеде, а старшие дети – уже на двухколесном. Младший ребенок может начать беспокоиться, что с ним что-то не так, и будет расти с чувством собственной неадекватности. Вероятно, в будущем для него будут составлять проблемы самоопределение и привлечение к себе внимания. Вероятно, младший ребенок будет склонным к конкуренции с окружающими или даже к бунту и попыткам заявить о себе как о личности.

Независимо от того, принадлежат ли родители к королевской семье, есть много способов помочь младшему ребенку справиться с трудностями. Прежде всего, следует проводить с ним больше времени один на один с самого раннего возраста, играть с ним, читать ему, научить его самостоятельно выполнять необходимые в быту действия (при этом следить за тем, чтобы остальные члены семьи не бросались делать все за него).

Также следует мотивировать ребенка принимать самостоятельные решения, соответствующие его возрасту (например, выбрать, что надеть на прогулку), давать простейшие обязанности по дому (например, накрывать на стол). Родители должны развивать интересы ребенка – отдать его в художественную школу, если он любит рисовать, и хвалить его за ежедневные достижения.

Крайне важно объяснить младшему ребенку, почему он не может делать то, что могут делать старшие дети. К примеру, это можно объяснить так: «Твои брат и сестра тоже не могли кататься на двухколесном велосипеде в твоем возрасте. Когда ты немного подрастешь, ты тоже сможешь». Эти факты неочевидны для маленького ребенка, но они успокаивают его и повышают его самооценку.

Гость
Оцените материал