Психологическое воздействие одежды на учебный процесс
Система дрескодов влияет на наше поведение на подсознательном уровне, а стиль одежды задает тональность взаимоотношений
Одежда - неотъемлемая составляющая жизни человека, а культура ношения одежды - целая наука. Хотим мы или нет, но система дрескодов влияет на наше поведение на подсознательном уровне, а стили и формы одежды на окружающих задают определенную тональность наших с ними будущих взаимоотношений.
Психологи констатируют научные исследования, которые доказывают, что за несколько секунд мы составляем впечатление о новом человеке, с которым знакомимся. Не в последнюю очередь на наше впечатление влияет именно одежда, - ее стиль, состояние, цена и т. д. Например, если говорить о школьниках, то мы видим юную леди в школьной водолазке для девочки, в гольфах и жакете с юбкой до колен, а не в чем-то вроде пижамы для девочек - наше восприятие зависит от визуальной картинки.
Как костюм учителя или ученика может повлиять на их взаимоотношения и на общий учебный процесс?
Школьная форма на территории нашего государства появилась в 1833 году. Традиционно ее цветами были серый, синий и коричневый. Если в городе было несколько гимназий, - каждая из них имела свой цвет формы, по которому можно было сразу узнать ученика того или иного заведения. Во времена господства гимназий школьная форма была гордостью ученика. Сейчас школьная форма не имеет таких четких правил в большинстве заведений, но существует перечень элементов одежды, которые могут входить в сегмент «школьная форма». Конечно, когда мы говорим словосочетание «школьная форма», мы представляем перед собой определенный перечень вещей, среди которых нет джинсовых мини-шорт с наклейками, домашнего байкового платья, пижамы или цветных шнурков. Например, для девушек это жилет, юбка, гольф, сарафан, брюки, блузка. Если мы примем во внимание стандарты одежды, то здесь очень важно, чтобы содержание синтетических волокон не превышало допустимые нормы - нижний слой одежды - до 40%, верхний - до 67%. Абсолютно синтетические вещи считаются опасными для здоровья.
Психологический смысл школьной формы - в дисциплине, правильном настрое на учебный процесс. Разнообразие модных элементов одежды не должно отвлекать от сосредоточенности на предметах изучения, создавать дополнительную конкуренцию между школьниками. К тому же, строгая форма одежды добавляет официальности нашему поведению. Наблюдение вокруг себя большого количества людей, одетых в соответствии с определенным классическим дрескодом, настраивает человека на более официальный и вежливый лад.
Костюм для учителя - важный атрибут налаживания контакта с учениками. Он помогает создать правильное расстояние между учителем, лидером и наставником, и его учениками, людьми, которые должны внимательно слушать и следовать знаниям, умениям, навыкам. Особенно важным этот элемент является на первом этапе знакомства учителя с коллективом, когда отношения еще не налажены, и нужно их наладить «с нуля».
Стоит ли в новом учебном году заменить школьную форму на модные джинсы или домашнюю пижаму?
Если дети общаются в коллективе, но никаких требований к их внешнему виду нет, то есть риск, что они будут уделять много внимания своим предметам одежды, в частности будут хвастаться модными деталями или травить кого-то из хуже (по их критериям) одетых учеников.
Наличие дрескода экономит родителям средства на одежду ребенку. Несколько комплектов школьной формы стоят меньше, чем постоянное обновление гардероба в связи с модой.
С другой стороны, у детей появляется больше возможностей для выражения себя и своей творческой составляющей через внешний вид. Лучше всего такой опыт приобретать в подростковом возрасте, когда дети стремятся к максимальной индивидуализации.
В условиях дистанционного обучения еще неизвестно, насколько важную роль будет играть костюм ученика, возможно, находясь условно «дома на диване», ребенок, не имея возможности сравнивать себя с другими, будет сосредоточено учиться даже в подростковой пижаме.
Как может повлиять отсутствие дресс-кода для учителей на учебный процесс?
Дрескод для учителя с опытом работы в строгом наряде - это прежде всего привычка. А менять такие многолетние привычки - непростой процесс, который может добавлять определенной фрустрации в и так новую систему проведения занятий в режиме онлайн.
Определенный классический костюм так же дисциплинирует взрослого человека - учителя, как и ученика. В такой одежде каждый чувствует себя более нарядным, строгим, настроенным на деловое общение.
Официальный вид добавляет учителю солидности как в собственных глазах, так и в глазах учеников. Это помогает учителю занять присущую его профессии доминирующую позицию, быть более авторитетным для учеников.
Тем не менее, наличие официального дресс кода может помешать урокам в режиме открытого пространства или по системе «равный равному». Если учебным процессом планируется нивелировать на время дистанцию между учеником и учителем, костюм может быть тем последним барьером, который помешает.
Костюм может быть неуместным на некоторых типах уроков, мешать свободно двигаться и устроить креативные виды занятий.
Дрескод является хорошей идеей для учебного процесса, имея существенное психологическое воздействие на взаимодействие учеников и учителей, общую динамику педагогического процесса. Тем не менее, не во всех ситуациях уместно строгое соблюдение дрескода.