Воспитание успешного подростка
Стремясь к внешним достижениям, подросток не может сформировать чувство собственного достоинства
Наши дети растут в обществе, где культивируются успешность, социальный статус и достижения. Эти ценности передаются нашим детям невербально, через наши эмоциональные состояния. Дети обращают внимание на то, что мы в них замечаем, хвалим или, наоборот, не одобряем их действия.
Когда мы гонимся за достижениями, мы теряем себя и забываем о собственных ценностях. Мы из лучших побуждений прилагаем максимум усилий для того, чтобы наши дети выросли успешными. Нас пугают мысли о том, что они могут проиграть в конкурентной борьбе. Но идея о том, что быть успешным – значит быть счастливым, в корне неверна. Успешность в жизни не определяется хорошими оценками, престижным образованием или высокой самооценкой.
Возможности, связанные с успешностью
Успешность во многом связана с психическими особенностями, такими как оптимизм, любопытство, уверенность в своих силах, способность справляться с негативными эмоциями. Эти способности развиваются, когда у ребенка есть безопасная привязанность к родителям. Иными словами, мы должны предоставить подростку пространство для развития, но при этом быть рядом, быть отзывчивыми и заинтересованными, уделять ему время и не контролировать его сверх меры. Исследования подтверждают, что положительный опыт взаимоотношений подростков с родителями дает им максимальное чувство защищенности.
Почему неэффективно подталкивать детей к достижениям
Чрезмерная озабоченность родителей успеваемостью подростка в школе и успешностью в жизни приводит к совершенно противоположным результатам. Когда родители прилагают большие усилия для того, чтобы их дети достигали успеха, у детей пропадает внутренняя, более сильная, мотивация.
Кроме того, слишком высокие ставки вызывают у подростка страх. Из-за этого он пытается избежать неудачи любой ценой. Высокий уровень стресса приводит к тому, что подросток не учит уроки, у него снижаются познавательные способности, любознательность и соревновательный дух. Он чаще прибегает ко лжи.
Некоторые подростки подчиняются под давлением родителей, но при этом они не развивают навыки самостоятельного мышления и решения задач. Это навыки, необходимые для развития уверенности в себе, жизнестойкости и успешности. Подросткам необходимо пространство для того, чтобы найти свой жизненный путь. Без этого они не могут развить чувство собственного достоинства. И наоборот, если подросток имеет свою точку зрения, принимает решения и последствия, которые за ними следуют, он формирует чувство собственного «я» и свои ценности.
Чрезмерное беспокойство об успехе подростков может также привести к тому, что родители становятся слишком навязчивыми там, где подросток должен сделать свой собственный выбор. В результате подросток не имеет своей точки зрения и не может контролировать эмоции.
Психологические последствия перфекционизма и стремления к достижениям
Психологам хорошо известна и обратная сторона культуры, которая исповедует перфекционизм и стремление к достижениям. Это депрессии, тревога, алкоголизм и наркомания, ложь, расстройства приема пищи, безрассудное поведение, внутренняя пустота, неуверенность в себе, самоубийства и другие последствия.
В культурах, основанных на конкуренции, среди подростков популярен образ человека, употребляющего наркотики и имеющего проблемы с законом. Исследования показывают, что рискованное поведение подростков связано со стрессом, вызванным социальным давлением. Подростки пытаются облегчить этот стресс путем саморазрушительного поведения, суицидов, употребления алкоголя и наркотиков, буллинга.
Ложный образ перфекциониста
Пожалуй, самое страшное в культуре перфекционизма – это то, что подростки могут быть в беде, но при этом они обманывают окружающих, прячась за образом счастливого и успешного человека. Их ложный образ – это неосознанная адаптация к обществу, попытка заслужить любовь и восхищение окружающих. Такие подростки скрывают негативные чувства и стороны своей жизни, которые могли бы привести к конфликту или неодобрению. Они очень неустойчивы психически. Находя в себе малейшие недостатки, они разочаровываются в себе и считают, что помощь им не нужна. Тяжесть общественного давления постепенно становится для них невыносимой, они чувствуют себя в ловушке, но не могут из нее выбраться. Даже мысли о том, что они могут разочаровать своих родителей, разрушают их внутренний мир. Часто от таких подростков можно услышать фразу: «Я скорее умру, чем разочарую своих родителей».
Подростки, которые в школе выглядят вполне успешными, но не развивают чувство собственного достоинства, могут потерпеть неудачу во время учебы в университете. В этот период они ощущают меньше поддержки, а масштаб задач, стоящих перед ними, возрастает. Чтобы справиться с ними, подростку нужно принять свои сильные и слабые стороны и научиться справляться с неизбежными неудачами. Подростки-перфекционисты испытывают потребность в одобрении. Это создает эмоциональные перепады, нарушающие психическое равновесие подростка.
Зависимость от внешних признаков
Когда нам нужны внешние доказательства нашей ценности (одобрение окружающих, статус, внешний вид и т.д.), наша самооценка начинает зависеть от этих признаков. Внешние атрибуты становятся для нас опорой, и от них зависит развитие эмоциональных навыков – внутренней мотивации, стремления учиться и заботиться о собственном благосостоянии.
Рекомендации для родителей
- Поощряйте самостоятельный выбор подростка, помогайте анализировать последствия принятых решений.
- Ограничивайте потенциально опасные занятия.
- Интересуйтесь, что делает счастливым подростка, а что – расстраивает.
- Поддерживайте интересы и хобби ребенка.
- Замечайте и принимайте то, в чем подросток отличается от вас.
- Обращайте внимание на то, в чем ребенок уступает вам, пытаясь вам угодить.
- Защищайте подростка в случае необходимости.
- Не пытайтесь подавлять негативные мысли и эмоции ребенка.
- Не стыдите и не наказывайте его за жизненные неудачи.
Чего не следует делать в общении с подростком
- Не используйте денежное или другое материальное вознаграждение за успеваемость в школе (внешнее подкрепление ослабляет внутреннюю мотивацию).
- Не стыдите и не наказывайте детей за плохие оценки в школе.
- Не принимайте решений вместо ребенка.
- Не читайте ему нотаций (чувствуя давление, он перестает реагировать на ваши замечания).
- Не мотивируйте ребенка с помощью страха (он только подавляет способности ребенка, и он будет исполнять ваши указания только формально).
- Не оберегайте его от последствий его поведения.
- Не игнорируйте ребенка и не жалейте для него времени. Будьте рядом, но не навязывайте свое мнение.