Когда и как читать ребенку книги?
Важные нюансы совместного чтения, которые непосредственно влияют на развитие ребенка
Привычку читать стоит формировать еще тогда, когда ребенок находится в младенческом возрасте, так вы приучите к совместному чтению не только своего малыша, но и себя, и благодаря этому будете систематически влиять на развитие его мозга и личности в целом.
Важно помнить, что чем младше ребенок, тем короче у него период концентрации внимания. А значит, ваше увлекательное путешествие по миру чтения следует начинать с нескольких минут в день, постепенно увеличивая длительность чтения до тех пор, пока ваш ребенок сам не признает, что время, посвященное чтению, – это действительно большое удовольствие.
Ритм, темп, ударение, мелодика
Помните, что то, как вы читаете, так же важно, как и то, что вы читаете. А для самых маленьких детей, которые еще не понимают значения всех слов, самое главное как раз и состоит в том, как вы читаете. Они обращают особое внимание на тон, громкость и модуляции вашего голоса, ритм, мелодику речи и акценты читаемых вами фраз. В том, как это важно, можно легко убедиться, читая ребенку книгу без иллюстраций.
В таком случае стоит сесть напротив ребенка, чтобы он мог наблюдать вашу экспрессию во время чтения, то есть разнообразную мимику и движения тела (пантомимику), отображающие эмоции, которые рождаются у вас во время произношения текста. При этом вовсе не нужно быть актером, чтобы удовлетворить читательские потребности вашего малыша. Зачастую мы все же читаем ребенку, сидя рядом с ним, так он имеет возможность почувствовать нашу близость, может прислониться, обнять, хорошо слышит наш голос, и в то же время может проследить взглядом за тем, что мы ему читаем. Маленьким детям важно указывать пальцем на актуальные картинки текста.
Паузы
Во время чтения не забывайте также об использовании маленьких или больших пауз, чтобы дать ребенку шанс «повзаимодействовать» с читаемым текстом. Речь идет о том, чтобы позволить ребенку эмоционально отреагировать на то, что и как мы читаем, а также предоставить время на дополнительные вопросы, которые будут побуждать ребенка думать и позволят более осознанно прочувствовать смысл. Перерыв в чтении может быть отправной точкой для краткого обсуждения картинок, иллюстрирующих данное художественное произведение.
Такие намеренные читательские паузы способствуют развитию познавательных способностей ребенка и его языковых навыков, в равной степени как рецептивных (навыков узнавания и понимания лексических единиц), так и экспрессивных (выразительных навыков словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи). Они также могут служить в качестве «критерия» состояния памяти ребенка. Чем чаще вы будете читать ребенку один и тот же текст (короткий, в форме стихотворений или прозы), тем больше шансов на то, что малыш его хорошо запомнит. Так, например, 2-летнего ребенка уже можно смело попросить закончить читаемые фразы одним словом.
Чтение дошкольникам (3–5 лет) и детям младшего школьного возраста
Если вы начали читать ребенку, когда он был еще младенцем, ваш малыш к этому возрасту уже должен любить книги и тянуться к ним довольно часто. При условии, конечно, что эту интересную литературу вы ему регулярно обеспечиваете. Если же вы только-только захотели начать приключение с чтением, а вашему ребенку уже более 3-х лет, перед вами серьезная задача. Вам предстоит приучить его к ежедневным ритуалам совместного получения удовольствия от книги и регулярного чтения. Кроме соприкосновения и объятий во время чтения, как и в случае с совсем маленькими детьми, стоит помнить о роли пауз, которые можно использовать следующим образом:
- для обсуждения с ребенком прочитанной истории;
- для придумывания слов, которые рифмуются с выбранным словом текста;
- для придумывания ребенком собственного варианта продолжения истории – времени активизации его воображения.
Дети в этом возрасте обожают смешные, нетривиальные рассказы с оригинальной идеей не только иллюстраций, но и содержательной части, позволяющие им много фантазировать. Уже упоминалось о книгах без картинок, также стоит помнить о книгах без текста, содержание которых нужно придумать самому по предложенным картинкам. Такие книги тренируют творческое мышление, воображение, наблюдательность и, конечно, речь. Сколько сложных предложений можно построить, следуя очень подробным иллюстрациям! Особого внимания заслуживает серия книг Ротраут Сузанны Бенер с богатыми на мелкие детали иллюстрациями («Зимняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга», «Зимняя книга», «Ночная книга»), а также книги серии «Первые книги малыша. Учим новые слова».
К тому же чтение имеет особое терапевтическое значение, хорошо помогает детям со всевозможными нарушениями речи. Чем больше мы будем читать ребенку, тем более богатым словарным запасом он будет обладать, тем более длинные и красивые предложения сможет умело формулировать. Читая ребенку, мы открываем перед ним бесконечный мир слов, потому что каждая минута ежедневного чтения становится для него следующим шагом к все лучшему и лучшему языковому развитию. Стоит также читать ребенку перед сном, чтобы успокоиться самому и успокоить его. Совместное чтение станет прекрасным волшебным переходом в мир детских снов.
Ребенок вправе выбирать
Не забывайте также и о том, что ребенок нуждается в принятии самостоятельных решений, в том числе относительно чтения. Хорошая идея – взять его с собой в книжный магазин или библиотеку, чтобы он сам выбрал книгу для чтения, – ту книгу, которая пробудит в нем живой и неподдельный интерес.
И помните: чтение – это здорово!