Пятнадцать способов научить детей считать
Занимательные способы привлечь внимание ребенка и в игровой форме научить его считать
Для некоторых игр, представленных в статье далее, понадобится более чем один участник. Поэтому вы можете пригласить в гости друзей вашего ребенка, вследствие чего занятия по обучению счету станут еще более эффективными.
Наборы для счета. Используйте индексные карточки в качестве основы для наклеивания мелкого счетного материала. Для обучения счету детям необходимо сосчитать количество предметов на каждой индексной карточке.
Счет всякой всячины. В качестве поверхности для счета используйте маркерную доску. На доске каждого ребенка напишите цифру. Дети должны определить цифру и отсчитать (положить) на доску соответствующее количество счетного материала. Проверьте правильность выполнения задания, а затем попросите детей стереть цифру на доске. Напишите новые цифры. Это задание позволяет каждому ребенку работать в собственном темпе и в соответствие со своими индивидуальными способностями. Некоторые дети работают с цифрами от 1 до 5, а другие могут отсчитывать больше десяти предметов счетного материала. В качестве материала можно использовать разнообразные интересные предметы, например, пластиковых ящериц или паучков из магазина дешевых товаров, мишуру, маленькие формочки, ключи, ракушки и т. д.
Карточки с точками. Карточки с точками можно изготовить из индексных карточек и цветных наклеек круглой формы. Изготовьте карточки для каждого числа от одного до десяти и напишите соответствующую цифру на всех карточках. Дети считают вслух и кладут на каждую карточку количество счетного материала, соответствующее количеству точек на ней. Этот метод полезен, когда дети только начинают учиться считать, а точки помогают им положить правильное количество счетного материала на карточку. Карточки с точками доступны в печатных версиях в Интернете.
Счет фруктов. Прилепите наклейки круглой формы на дно пластиковых тарелок и накройте их прозрачной пленкой. На каждой тарелке должно быть разное количество точек. Дети считают количество точек на тарелке, называют число и отсчитывают соответствующее количество фруктов, которые затем кладут на тарелку. Для этого занятия можно использовать любой вид счетного материала. Это упражнение похоже на «Карточки с точками», за исключением того, что вы не пишете число точек на тарелке, потому что в этой игре целью являются счет и точное соответствие счетного материала точкам, а не определение числа.
Игра-квэст. Дети бросают кубик и считают количество полей для перемещения фишки на игровом поле. Такие игры предназначены для разных уровней навыков счета, так же как и аркадные игры.
Игры на счет и определение соответствия. Для этой игры понадобятся чистые листы бумаги (карточки) и наклейки с изображением автомобилей. Каждую цифру представляют две карточки. Дети считают автомобили на каждой карточке и отыскивают карточки с аналогичным количеством автомобилей. Наклеивайте наклейки с изображением машинок в разных направлениях, чтобы карточки не выглядели идентичными и чтобы детям действительно пришлось считать машинки.
Домино. Дети считают и складывают вместе кости домино с одинаковым количеством точек.
Штампы на пластилине. Дети вдавливают в пластилин штамп с цифрой и отсчитывают количество стеклянных шариков, которые нужно также вдавить в пластилин.
Рисование разного количества предметов. Чтобы проиллюстрировать число, дети рисуют простые картинки (радугу, цветы, солнце, воздушные шарики, человечков и т. д.). Например, для числа три они могут нарисовать три домика.
Рыбы в озере. В этой игре дети используют навыки определения чисел и счета, чтобы по порядку отправить определенное число рыбок плавать в синем озере из войлока. Рыбок тоже можно вырезать из войлока или приобрести в магазине и написать на каждой ее номер (цифру от 1 до 10, например).
Игра «божья коровка». В этой игре два уровня. Нужно взять набор цветных пластинок из пластмассы, проштамповать их разным количеством божьих коровок, а в углу записать цифру, соответствующую количеству божьих коровок на пластинке. Дети определяют цифру, а затем помещают на каждую божью коровку на пластине счетный материал, считая коровок вслух. На обратной стороне пластины написана цифра, но нет штампа божьих коровок. Более опытные дети могут определять цифру и класть соответствующее количество счетного материала на чистую пластину. Для проверки они могут перевернуть пластину другой стороной.
Считаем самолеты. В течение месяца считайте, сколько самолетов пролетают над вашей детской площадкой за то время, пока вы играете на ней с детьми. Всякий раз, когда дети видят пролетающий самолет, они должны держать в уме количество самолетов за день (обычно не больше трех самолетов). Потом, когда вы приходите домой, добавляйте количество самолетов за сегодня к общему числовому списку самолетов. Дети часто сами подходят к списку и считают, сколько самолетов пролетело на данный момент.
Книги с числами. Дети определяют цифру на странице, затем рисуют на ней соответствующее количество паучков, например, с помощью фломастера. Перед тем как приступить к проведению этого занятия, дети должны хорошо научиться считать с помощью счетного материала, чтобы они не расстраивались, если при выполнении задания что-то пойдет не так.
Таинственные носки. В эту игру дети играют в парах. Для игры понадобятся один носок и пять плоских цветных стеклянных шариков (плоские шарики хороши в качестве счетного материала тем, что они не катятся и «не разбегаются»). Один ребенок кладет несколько шариков в носок. Другой ребенок засовывает в него руку и считает шарики на ощупь, не вынимая их из носка, далее говорит вслух, сколько шариков он насчитал. Затем дети могут достать шарики из носка и проверить правильность ответа.
Изумрудные нити. Нанизывайте на нити разное количество цветных пластиковых камешков (бусин) от одного до десяти. У каждого ребенка должен быть один набор ожерелий с камешками от одного до десяти и один набор карточек, пронумерованных от одного до десяти. Дети вынимают по одному ожерелью из шкатулки, считают количество камешков на них и отыскивают карточку с номером, соответствующим количеству камешков.