Развитие исполнительных функций у детей
Развитие ИФ напрямую связано с эмоциональным, социальным развитием в будущем и успеваемостью в школе
Исполнительные функции – это когнитивные навыки, которые нам необходимы для того, чтобы контролировать и регулировать свои мысли, эмоции и действия в моменты конфликтов или под влиянием отвлекающих факторов. Психологи иногда различают «холодные» исполнительные функции, которые относятся строго к когнитивным навыкам (например, умение считать в уме) и «горячие» исполнительные функции, которые помогают регулировать эмоции (например, способность управлять гневом).
Существует три вида исполнительных функций:
1. Самоконтроль – способность сопротивляться соблазну и вместо этого поступать правильно. Самоконтроль помогает детям концентрировать внимание, действовать менее импульсивно и оставаться сосредоточенным, выполняя какую-либо работу.
2. Рабочая память – способность помнить информацию, предполагать, где она может быть использована, устанавливать связь между идеями и расставлять приоритеты.
3. Когнитивная гибкость – способность творчески мыслить и менять свое поведение в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Когнитивная гибкость позволяет нам использовать воображение и креативность для решения проблем.
Насколько это важно?
Исполнительные функции очень важны для развития ребенка. Об этом свидетельствует тот факт, что по тому, насколько у ребенка развиты исполнительные функции в раннем возрасте, можно с большой долей уверенности предположить, насколько высокой будет его успеваемость в школе, насколько он сможет адаптироваться в социуме, насколько он будет придерживаться здорового способа жизни и т. д.
Поэтому родителям крайне важно найти способы поддерживать развитие исполнительных функций в первые годы жизни ребенка.
Что уже известно?
Для того чтобы у ребенка полностью сформировались исполнительные функции, требуется время. Это частично объясняется медленным созреванием префронтальной коры головного мозга. Развитие исполнительных функций становится заметным, когда дети напоминают себе о важных целях (например, когда они отказываются смотреть телевизор ради того, чтобы сделать домашнее задание).
Также развитие исполнительных функций наблюдается тогда, когда дети учатся анализировать окружающую среду, чтобы решить, как действовать в той или иной ситуации (например, они понимают, что необходимо выучить уроки, чтобы успешно сдать экзамен, и поэтому отказываются смотреть телевизор). Недостаточное развитие исполнительных функций может объяснить, например, почему маленькие дети кажутся упрямыми и отказываются следовать логичным указаниям родителей (например, отказываются надевать шапку зимой). Часто исполнительные функции бывают плохо развиты у детей, выросших в бедных семьях.
Дети очень чувствительны к ранним эмоциональным переживаниям, которые могут мешать развитию исполнительных функций или, наоборот, способствовать ему. Например, стресс может быть настолько вредным для развития исполнительных функций ребенка, что его поведение может быть похоже на поведение ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (поэтому детям с нарушенными исполнительными функциями часто ошибочно диагностируют СДВГ).
С другой стороны, позитивный эмоциональный опыт (например, хорошие отношения с родителями в раннем возрасте) может защитить ребенка от негативного влияния стрессовых факторов (например, трудные материальные условия семьи). Следовательно, исполнительные функции у таких детей развиваются нормально. Дети отзывчивых родителей, которые используют мягкий подход в воспитании, а не строгую дисциплину, тоже, как правило, лучше развивают свои исполнительные функции.
Хорошо развитые исполнительные функции приводят к высокой успеваемости в учебе, хорошо развитым социальным и эмоциональным навыкам. В младших классах исполнительные функции сильнее влияют на успеваемость ребенка, чем интеллект и умение читать или считать. Психологи предполагают, что это связано с тем, что исполнительные функции помогают ребенку ориентироваться в постоянно меняющейся среде. Поэтому их развитие особенно важно для тех детей, которые растут в неблагополучных условиях.
Отдельные исполнительные функции связаны с тем, что ребенок понимает мысли и поступки других людей. Например, ребенок понимает, что другие люди могут иметь представления о мире, отличные от его собственных. Это необходимый навык для успешного социального взаимодействия.
Преимущества хорошо развитых исполнительных функций очевидны. Вместе с тем слабое развитие исполнительных функций характерно для ряда расстройств, таких как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, расстройства поведения и обучения, аутизм, депрессия и т. д. Ранние проблемы с развитием исполнительных функций могут сохраняться в течение всего детства и даже юности.
Что можно сделать?
Работа с детским психологом может помочь дошкольникам развить свои исполнительные функции. Благодаря этому они могут повысить успеваемость, развить социальные и эмоциональные навыки и создать новые нейронные связи. Раннее вмешательство может также снизить трудности, связанные с такими расстройствами, как синдром дефицита внимания с гиперактивостью и расстройства поведения. Такие занятия дают хорошие результаты для детей в возрасте 4-5 лет. В ходе таких занятий ребенок учится навыкам саморегуляции, чаще всего – в игровой форме.
Также существует ряд занятий, которые способствуют развитию исполнительных функций у ребенка. К таким занятиям относятся музыка, йога, медитация, единоборства и т. д.
Также стоит обратить внимание на атмосферу, в которой происходит обучение в младших классах. Дети должны проявлять больше активности во время урока, поэтому стоит больше времени уделять работе в малых группах и меньше – в больших группах. Детям с хорошо развитыми исполнительными функциями требуется меньше вмешательства со стороны учителей. Также важно устранить все стрессовые факторы в учебном процессе. Младших детей также следует обучать в игровой форме. Например, вы можете разыгрывать с ним по ролям различные социальные ситуации. Так ребенок больше узнает о разных социальных ролях и научится приспосабливаться к постоянно меняющимся ситуациям.
Важно понимать, что исполнительные функции развиваются в течение многих лет. И даже очень мотивированному ребенку бывает трудно соблюдать все указания родителей (например, не есть печенье перед обедом) или сосредотачиваться на чем-то в течение долгого времени. Поэтому дайте ребенку время.