Возможные причины нежелания детей учиться
Причиной плохой успеваемости может быть не лень, а определенные особенности работы мозга
Родители часто спрашивают: «Почему мой ребенок не хочет учить математику (английский язык, историю и т. д.)?», «Как заставить ребенка готовиться к экзаменам?» и т. п.
Плохую успеваемость ребенка в школе мы склонны объяснять недостаточной мотивацией. И чаще всего причина кроется именно в ней. Но заставлять ребенка учить уроки утомительно как для него, так и для родителей. Если ребенку давать деньги за хорошие оценки, он будет заинтересован только в вознаграждении, а не в том, чтобы узнать что-то новое. В конце концов, вы поймете, что такие способы мотивации только усугубляют ситуацию.
Наказание за плохие оценки также неэффективно. Запретить ребенку смотреть телевизор или отключить Интернет – не выход. Попытки обсудить проблему с ребенком не всегда приносят результат – чаще всего это похоже на обвинения и оправдания.
Плохая успеваемость кроется в стрессе
Но почему сегодня плохая успеваемость детей стала повсеместной проблемой? Разве дети не хотят учиться, а только развлекаться? Или причина в том, что современные дети более подвержены стрессу?
Нужно понимать, в каких случаях ребенок недостаточно старается, а когда его неуспеваемость – результат чрезмерного стресса. В последнем случае нужно выяснить его причины и по возможности устранить их.
В первую очередь нужно ответить на вопрос: «Почему мой ребенок не хочет учиться?». Понимая настоящие причины, без обвинений самого ребенка, мы сможем найти решение проблемы. Ответ на этот вопрос могут дать последние исследования в области нейрофизиологии.
В 60-х годах ХХ века известный американский психолог Дениел Канеман ввел понятие «когнитивное искажение». По мнению ученого, люди обладают определенными установками, помогающими им быстро принимать решения. Со временем такие установки могут оказываться ошибочными и приводят к когнитивным искажениям.
В качестве примера когнитивного искажения Канеман приводит «Задачу о бейсбольном мяче и бите»: бейсбольный мяч и бита стоят вместе 1 доллар 10 центов. Бита стоит на один доллар дороже, чем мяч. Сколько стоит мяч? Наиболее частый ответ – «10 центов». Это классический пример когнитивного искажения (правильный ответ – 5 центов).
Есть ситуации, в которых установки могут оказаться полезными, особенно, когда у нас нет времени на размышление. Но в иных случаях люди, по мнению Дениела Канемана, склонны действовать по принципу приложения наименьших усилий. Но связано ли это с ленью или с какими-то другими особенностями человеческой психики?
В исследовании Канемана есть еще один интересный факт: те, кто чувствовал подвох в условии задачи, но не мог найти правильное решение, в определенный момент соглашались с заведомо неправильным ответом. Рано или поздно такой момент наступал у всех участников эксперимента. Что самое удивительное – Канеман мог предвидеть тот момент, когда участник эксперимента достигнет этой точки. Об этом свидетельствовали два показателя – расширенные зрачки и учащенный пульс.
Такой же механизм проявляется и в случае физических усилий. В другом эксперименте участникам нужно было сжимать руку как можно сильнее и дольше. В момент максимального усилия зрачки испытуемых расширялись, после чего участники эксперимента разжимали руки. Это свидетельствует о том, что расширение зрачков и учащение пульса являются показателями нервного возбуждения.
Концентрация требует больших затрат энергии, за счет чего пульс и учащается. Мы сжимаем зубы, напрягаем мышцы корпуса, у нас учащается дыхание и усиливается потоотделение, а пищеварение и метаболизм замедляются. Иными словами, концентрируясь, мы впадаем в так называемое «эрготропическое состояние», которое изначально помогало человеку охотиться и выживать, а теперь мы приспособили его для решения повседневных задач.
Умственные усилия имеют и физические проявления. В мозге и теле происходят изменения, подобные тем, что происходят во время охоты (не важно, является ли нашей целью дикий зверь или товар со скидкой). Это помогает понять, почему люди внезапно прекращают искать решение. Канеман утверждал, что внезапно мы отказываемся от поиска, если прикладываем слишком много усилий для решения задачи.
Физиологические причины плохой успеваемости детей
Американский нейробиолог Пол МакЛин, автор теории «триединого мозга», выделяет два режима работы мозга, при которых доминируют неокортекс или лимбическая система. Неокортекс – новейшая часть мозга – поддерживает «высшие» функции (мышление, речь, социальное развитие, эмпатию, самоанализ). Лимбическая система поддерживает более древние функции, например, позволяет запоминать людей и различные места в стрессовых ситуациях. Именно режим лимбической системы приводит к отказу от поиска решения задач.
Оба режима работы мозга требуют больших затрат энергии, например, при сильных умственных усилиях или стрессовых ситуациях. В условиях ограниченных ресурсов организма при доминировании одной из систем - «рациональной» или «лимбической», – действие второй системы замедляется.
Рациональная система отвечает за так называемые «познавательные компетенции»: помогает бороться с вредными привычками, формирует навыки самообладания и т. д. Такие навыки позволяют понижать уровень стресса и, соответственно, снижать затраты энергии.
Лимбическая система отвечает за нерациональное, инстинктивное поведение человека в стрессовых ситуациях. Эта система позволяет нам эффективно защищаться в опасных ситуациях, когда у нас нет времени на размышления. Но иногда данный режим включается и в ситуациях, когда нам ничего не угрожает, но организм затрачивает большое количество энергии (например, при решении логических задач).
В таких ситуациях гипоталамус посылает сигнал прекратить действие, приводящее к затратам энергии. Подобно термостату он реагирует на снижение уровня глюкозы в крови. Так происходит «инстинктивный» отказ от решения задачи, вызванный работой лимбической системы.
В экстренных ситуациях такая реакция организма сопровождается выработкой гормона кортизола. В ситуациях, когда реальной угрозы нет, такой механизм проявляется только при снижении уровня глюкозы. Данный механизм сохранился в процессе эволюции. Он заставлял первобытного человека отказываться от преследования животного во время охоты, если у организма было недостаточно ресурсов для преследования.
Как помочь ребенку?
Возвращаясь к проблеме детской успеваемости, заметим, что всегда есть возможность преодолеть «точку отказа». И мы сами часто делаем так, например, работая сверхурочно, когда нужно закончить срочный доклад. В таких ситуациях мы часто полагаемся на проверенные средства – кофе или энергетические напитки. Мы выбираем меньшее из двух зол: гнев начальника, если доклад не будет готов вовремя, или переутомление, если над ним придется сидеть всю ночь.
Ребенка тоже можно заставить преодолеть «точку отказа». По сути, так и происходит, когда мы ругаем его или наказываем за плохую успеваемость. Однако игнорирование сигналов лимбической системы может привести к нервному срыву. Стоит подумать: возможно, в некоторых случаях, когда мы считаем ребенка ленивым, его лимбическая система дает сигнал об истощении ресурсов организма.
- Ребенок может не хотеть учиться по многим причинам. Если у его организма слишком мало ресурсов, такое поведение неудивительно. Поэтому необходимо найти причины стресса, который отнимает энергию у ребенка, и по возможности их устранить.
Ученые утверждают, что причины такого стресса связаны с особенностями познавательной деятельности. Задача Дениела Канемана, о которой мы говорили выше, свидетельствует о том, что чрезмерные умственные усилия и проблемы при решении различных задач возникают из-за привычного способа нашего мышления. Возможно, это вызвано спецификой нашей культуры или недостаточно развитым абстрактным мышлением. Или тем, что решение задачи требует навыков вычислений в уме. Как бы то ни было, для решения подобного рода задач необходимо прилагать умственные усилия, а не отвечать интуитивно. Люди, которые в ходе эксперимента давали неправильный ответ, допускали ошибку из-за того, что достигали «точки отказа».
Успеваемость ребенка может также снижаться в связи с нарушениями работы органов чувств, памяти, скорости реакции и т. д. Все эти факторы приводят к тому, что ребенок должен прилагать больше усилий для выполнения задачи. Неудивительно, что при этом он быстро достигает «точки отказа».
Чтобы помочь ребенку, который постоянно испытывает стресс, связанный с познавательной деятельностью, соблюдайте такие правила:
- Не обвиняйте ребенка. Попытайтесь разобраться, чем вызвана неуспеваемость ребенка: ленью или реакцией лимбической системы.
- Выясните причину возникновения стресса. Это может быть недостаток времени на выполнение задания, отсутствие необходимых навыков, негативный опыт в прошлом и т. д.
- Снизьте уровень стресса. Постарайтесь устранить все причины возникновения стресса, но особое внимание уделите причинам, связанным с познавательной сферой. Существует множество коррекционных программ, позволяющих их устранить.
- Научите детей распознавать стресс. Родителям следует научить детей чувствовать приближение «точки отказа».
- Дайте ребенку отдохнуть до того, как он достигнет «точки отказа». Восстановление сил после реакции лимбической системы требует больше времени. Небольшой перерыв до достижения «точки отказа» придаст ребенку сил для второй попытки. Однако мы склонны поступать наоборот, думая, что ребенок недостаточно старается. Мы настаиваем на том, чтобы ребенок выполнил задание, когда на самом деле ему нужен перерыв.
Если ребенка часто ругать за неуспеваемость, он действительно может перестать стараться. Хотя избежать «точки отказа» и нельзя, можно сделать так, чтобы она не влияла на продуктивность умственной работы ребенка.
Стюарт Шанкер, доктор философии