Что препятствует детям вырасти лидерами?
Семь вредных воспитательных приемов, препятствующих детям формировать лидерские качества
Существует очень широкий спектр как эффективных, так и неэффективных воспитательных стратегий. Нужно понимать, что вся мудрость и любовь в мире не всегда помогают нам воспитывать детей так, чтобы они успешно взрослели, обретали независимость и становились лидерами при наличии соответствующего потенциала. Однако важно узнать как можно больше о том, почему мы не справляемся с воспитанием детей – балуем и вредим им – и не позволяем стать теми лидерами, которыми им суждено быть от рождения.
Ведущие специалисты в области лидерства отмечают семь основных воспитательных ошибок, которые препятствуют детям становиться лидерами – лидерами как собственно жизни, так и огромных предприятий.
1. Мы не позволяем нашим детям рисковать
Мы живем в мире, который на каждом шагу предупреждает нас об опасностях. Такое предубеждение, как «безопасность прежде всего», усиливает наш страх потерять детей, поэтому мы делаем все от нас зависящее, чтобы защитить их. Это, в конце концов, наша обязанность, но так мы, к сожалению, изолируем их от здоровых проявлений рискованного поведения, что в итоге оказывает на них негативное влияние. Психологи обнаружили, что, если ребенок не играет на улице и никогда не сбивает колени, во взрослом возрасте у него часто развиваются фобии. Дети должны падать, чтобы узнать, что это нормально; подросткам необходимо иногда разрывать отношения с парнем или девушкой, чтобы оценить эмоциональную зрелость, которая требуется для длительных отношений. Если родители исключают из детской жизни какой-либо риск, это, скорее всего, приведет к высокому уровню высокомерия и низкой самооценке подрастающих лидеров.
2. Мы слишком быстро приходим детям на помощь
Сегодняшнее поколение молодых людей не развивает некоторые жизненные навыки, которыми обладали дети тридцать лет назад, потому что современные взрослые постоянно вмешиваются в жизнь своих детей и решают проблемы вместо них. Когда мы слишком быстро приходим им на помощь и злоупотребляем своей родительской «поддержкой», то лишаем своих детей способности самостоятельно справляться с трудностями и решать свои собственные проблемы. Это недальновидное воспитание, оно совсем не развивает лидерские качества ребенка – его способность справляться без посторонней помощи. Рано или поздно, дети привыкают к тому, что их постоянно кто-то спасает: «Если я не справлюсь или не достигну цели, родители сгладят данную ситуацию и помогут мне избежать любых последствий моего проступка». Хотя в действительности это даже близко не похоже на то, как устроен мир, и, следовательно, лишает наших детей возможности стать компетентными взрослыми людьми.
3. Мы слишком восторгаемся нашими детьми
Движение за развитие самооценки детей началось довольно давно, но прижилось в нашей школьной системе в 1980-х годах. Посетите детские соревнования, и вы увидите, что, оказывается, побеждают все. Менталитет типа «Каждый достоин победы/кубка/приза» заставляет наших детей чувствовать себя особенными, но современные исследования доказывают, что такой подход приводит к непредвиденным последствиям. Дети в конечном итоге замечают, что только мама и папа думают, что они «классные», а больше никто. Они начинают сомневаться в объективности своих родителей; да, в данный момент они чувствуют себя великолепно, но это ведь не соответствует реальности. Когда мы слишком сильно восторгаемся своими детьми и игнорируем их плохое поведение, они, в конце концов, учатся жульничать, преувеличивать, лгать и избегать сложной реальности. Они просто оказываются не приученными смело смотреть в лицо трудностям.
4. Мы позволяем чувству вины мешать развитию лидерских качеств
Ваш ребенок не должен любить вас каждую минуту. Ваши дети могут справиться с разочарованием, но они не смогут справиться с тем, что вы постоянно балуете их. Поэтому говорите им «нет» или «не сейчас», и пусть они поборются за то, что на самом деле ценят, и за то, что им действительно необходимо. Родители, как правило, дают детям то, что они хотят в качестве вознаграждения, особенно когда в семье есть несколько детей. Когда один ребенок делает что-то хорошее, мы считаем, что хвалить и награждать одного его несправедливо. Но это неверный подход, так как он не дает возможности объяснить детям, что успех человека зависит от его собственных усилий, хороших поступков и добрых дел. Будьте осторожны, не приучайте детей к походам в магазин игрушек за каждую хорошую оценку. Если ваши отношения основаны на материальном вознаграждении, дети не будут испытывать ни внутренней мотивации, ни безусловной любви.
5. Мы не делимся с детьми опытом собственных ошибок
Энергичные подростки готовы расправить крылья навстречу взрослой жизни, им предстоит пробовать все самим. Мы как взрослые должны позволить им это, но это вовсе не значит, что мы не можем помочь им ориентироваться на жизненном пути. Делитесь с детьми ошибками, совершенными вами в их возрасте, чтобы они научились делать правильный выбор. (Избегайте рассказывать детям о своих негативных «уроках», связанных с курением, алкоголем, наркотиками и т. д.). Кроме того, дети должны быть готовы переживать неудачи и последствия своих решений. Поделитесь с ними своими переживаниями в подобных ситуациях, побудительными мотивами своих действий и извлеченными вами уроками. Мы должны не только влиять на наших детей, мы должны влиять на них наилучшим образом.
6. Мы путаем понятия «высокий интеллект», «одаренность» и «зрелость»
Высокий интеллект часто используют в качестве меры зрелости ребенка, и в результате родители считают, что интеллектуально развитый ребенок готов ко взрослому миру. Это не тот случай. Некоторые профессиональные спортсмены и восходящие голливудские звезды обладают невообразимым талантом, но вместе с тем попадают в публичные скандалы. Тот факт, что одаренность присутствует в одном аспекте жизни ребенка, не означает, что ею наполнена вся его жизнь. Не существует волшебного «возраста ответственности» или испытанной инструкции о том, когда ребенку необходимо предоставлять ту или иную конкретную свободу, но хорошее правило гласит, что нужно принимать во внимание проявления поведения других детей того же возраста. Если вы замечаете, что они более самостоятельны, чем ваш ребенок, значит, вы задерживаете развитие его независимости.
7. Мы не практикуем то, что проповедуем
Обязанность родителей заключается в том, чтобы подавать пример той жизни, которой мы хотим, чтобы жили наши дети, помогать им в развитии сильного характера и становиться надежными людьми, ответственными за свои слова и поступки. Как хозяева в доме мы иногда только говорим о честности – наша ложь во благо, раскрывшись, медленно разрушает детский характер. Следите за своим даже самым незначительным этическим выбором, – тем, который могут заметить посторонние, поскольку ваши дети также его заметят. Если вы, например, не хитрите, не изворачиваетесь, они будут знать, что для них это также неприемлемо. Показывайте детям, что значит самоотверженно и радостно отдавать себя другим людям, участвуя в благотворительных проектах и общественных работах. Пусть после общения с вами люди будут становиться чуточку лучше, и ваши дети непременно обратят на это внимание, примут к сведению и будут делать то же самое.