Как помочь детям при обучении математике
Профессор Стэндфордского университета Джо Боулер советует, как увлечь детей математикой
Помните, как увлеченно ваши дети начинали знакомиться с азами математики, когда были совсем маленькими? Как они восторгались повторяющимися элементами и узорами, которые создает природа? Как они причудливо переставляли предметы и с восторгом обнаруживали, что их количество не изменилось?
Перед тем как дети начинают ходить в школу, они часто говорят о математике с любопытством и удивлением, но вскоре после посещения школьных занятий решают, что математика является запутанным и страшным предметом, который «точно не для них».
Это потому, что во многих школах математика связана с запоминанием, выполнением определенных действий и выводами о том, кто из детей может с ними справиться, а кто нет. Математика стала предметом, который свидетельствует о способностях ребенка, и большинство школьников (всех возрастов) скажут вам о том, что она ассоциируется у них с правильным решением задач, а не с красотой этого предмета или с тем, насколько он им интересен или полезен для жизни.
Для того чтобы заинтересовать детей математикой, постарайтесь придерживаться следующих шести советов, которые дает родителям профессор Стэндфордского университета Джо Боулер.
1. Поощряйте детей играть в математические игры и головоломки. Молодой ирландский математик Сара Флэннери говорит о том, что ее способности и энтузиазм в изучении математики родом не из школы, а из домашнего увлечения математическими головоломками. Игры, использующие игральные кости, паззлы и другие головоломки, помогут детям полюбить математику, а также развить навыки логического мышления и умение считать.
2. Работая над математическими задачами, обязательно вдохновляйте детей и никогда не говорите им о том, что они не правы. Постарайтесь найти логику в их решении, потому что определенная логика всегда присутствует в размышлениях детей. Например, если ваш ребенок умножает три на четыре и получает семь, скажите: «Я понимаю ход твоих мыслей! Ты используешь свои навыки сложения и получаешь семь, но когда мы умножаем, у нас будет три группы по четыре».
3. Никогда не ассоциируйте математику со скоростью. Научиться быстро решать задачи совсем не важно, особенно в детстве, учитывая тот факт, что, заставляя детей решать математические задачи с высокой скоростью, мы формируем у них тревожное отношение к математике, особенно у девочек.
4. Никогда не открывайте детям факт, что в школе вы плохо успевали по математике или что вы не любите этот предмет, особенно если вы мать. Исследования показали, что, как только матери открывали подобные факты своим дочерям, те демонстрировали резкое ухудшение успеваемости по математике.
5. Поощряйте детей «чувствовать» числа. Что отличает высокую успеваемость в начальной школе от низкой, так это представление о количественной характеристике чисел, а также способность гибко оперировать ими, разделяя их на составные. Например, при выполнении операции сложения 29 + 56, вы можете взять 1 из 56 и представить операцию как 30 + 55, которая гораздо легче выполняется в уме. Таким образом, гибкость работы с числами и определяет умение их чувствовать, что чрезвычайно важно.
6. Возможно, наиболее важный совет – стимулируйте мышление роста, которое состоит в том, что ваши способности и сообразительность развиваются по мере того, как вы стараетесь работать и учиться, прикладывая все новые и новые усилия. Противоположностью мышления роста является фиксированное мышление, которое предполагает, что наши способности предопределены и ограничены, и вы либо можете заниматься математикой, либо не можете.
Когда детям присуще мышление роста, они хорошо справляются с проблемами и лучше учатся в школе в целом. Когда дети имеют фиксированный образ мышления и при этом сталкиваются с трудной задачей, они часто заключают, что не имеют достаточно способностей для того, чтобы заниматься математикой.
Один из способов, которым родители поощряют фиксированное мышление, состоит в том, что они рассказывают детям о том, что они умные в тех ситуациях, когда у них что-то хорошо получается. Это может показаться правильным, но в действительности это ставит детей в трудное положение позже, так как в случае, когда они терпят неудачу в чем-либо, то непременно приходят к заключению, что они вовсе не умные.
Среди родителей и учителей существует распространенное мнение о том, что дети делятся на тех, кто может преуспевать в математике, и тех, кто не может. Это совершенно неверное понимание, и одна из главных причин, почему математика травмирует многих детей в школах.
Хороший факт состоит в том, что родители в силах исправить данную ситуацию. Систематически применяя приведенные выше советы, а также проявляя энтузиазм и терпение при совместных занятиях математикой со своими детьми, они могут привить им интерес и любовь к этому предмету, понимание его красоты и фундаментальности, которые помогут ребенку воспринимать его не как наказание, а как вдохновляющее увлекательное занятие.