Уроки финансовой грамотности для детей
Пять важнейших уроков финансовой дисциплины всемирно известного издания «Forbes»
Учитывая то, насколько важны для успешной жизни навыки управления финансами, странно, что детям не преподают в школах предметы «Финансы» и «Финансовая дисциплина». Этот пробел могут заполнить родители, обучая детей дома.
Уже в возрасте трех лет дети способны понимать такие финансовые принципы, как сбережения и расходы. А до семи лет, по данным многих исследований, у них формируются определенные финансовые привычки.
Чем раньше родители начинают пользоваться ежедневными возможностями ознакомления с денежными отношениями (например, выдав шестилетнему ребенку деньги и позволив ему самостоятельно выбрать фрукты), тем лучше это для детей. Родители очень влияют на финансовое поведение своих детей, поэтому именно от нас зависит, сможем ли мы воспитать поколение здравомыслящих потребителей, инвесторов, вкладчиков и дарителей.
Ниже приведено лучшие уроки управления финансами, которые можно давать в любом возрасте, а также соответствующие практические занятия для закрепления приобретенных навыков.
Возраст от трех до пяти лет
Урок: возможно, тебе придется подождать, прежде чем купить то, что ты хочешь.
Иногда этот принцип сложно понять человеку, какого возраста он ни был бы. Но способность отложить удовлетворение собственных желаний может прогнозировать, насколько успешным станет ребенок, когда вырастет. Дети в этом возрасте должны знать: если они действительно хотят чего-либо, то им нужно ждать и экономить, накапливать, откладывать соответствующую сумму, чтобы иметь возможность купить желаемое.
Учить финансовой дисциплины действительно никогда не рано. Вооружив малышей соответствующим знанием, вы сориентируете их на будущее. Например, когда вы идете с детьми в магазин и говорите: «У нас нет на это денег», – эти маленькие хитрецы знают, что у вас есть кредитные карты. Поэтому лучше сказать так: «Мы пришли сюда, чтобы купить подарок Марийке, и не будем ничего покупать вам, потому что мы здесь не для этого». В таком случае дети быстро понимают: поход в магазин не всегда означает, что вы будете приобретать что-то именно для них.
Практические занятия для детей в возрасте от трех до пяти лет
1. Пока ваш ребенок ждет своей очереди покататься на качелях, обсудите с ним, как важно научиться ждать того, что он хочет.
2. Возьмите три банки, подпишите каждую «сбережения», «расходы» и «благотворительность». Каждый раз, когда ребенок получает деньги, например, в качестве поощрения за экономию электроэнергии или на день рождения, делите их поровну на три части и кладите в каждую из банок. Пусть он использует банку «расходы» для мелких покупок, таких как конфеты или наклейки. Деньги из банки «благотворительность» можно отдавать тем, кто в них нуждается, или использовать на пожертвования. Деньги из банки «сбережения» предназначены для более дорогих приобретений.
3. Попросите ребенка поставить перед собой цель, например, купить игрушку. При этом она не должна быть столь дорогой, чтобы на нее надо было собирать несколько месяцев. В этом случае ребенок просто разочаруется и не сможет понять, как накопить такую сумму. Он должен понимать, что откладывает деньги на какую-то конкретную цель, а не по принципу: «О, как мне собрать еще 100 грн, чтобы купить какую-нибудь радиоуправляемую машинку». Вам необходимо настраивать детей на успех. Если мечта вашего ребенка все-таки стоит дорого, придумайте план ее достижения в разумные сроки. Хотя карманные деньги – это выбор каждой семьи, они могут помочь ребенку достигать своих целей.
Каждый раз, когда ребенок кладет деньги в банку «сбережения», помогите ему подсчитать, сколько денег у него уже есть, поговорите с ним о том, сколько ему не хватает для достижения цели, и о том, когда он рассчитывает ее достичь. Дети получают от этого большое удовольствие. Такие беседы учат их, как важно ждать, иметь терпение и экономить.
Возраст от шести до десяти лет
Урок: ты должен сделать выбор, на что тебе лучше потратить деньги.
В этом возрасте важно объяснить ребенку, что деньги имеют свойство заканчиваться, и очень важно принимать мудрые решения, ведь когда ты потратишь все свои средства, тебе уже нечего будет тратить. В этом возрасте дети должны продолжать практиковаться в использовании банок для сбережений, расходов и благотворительности, а также устанавливать финансовую цель, а родителям следует начать привлекать ребенка к принятию более взрослых финансовых решений.
Практические занятия для детей в возрасте от шести до десяти лет
1. Привлекайте ребенка к принятию некоторых финансовых решений. Например, объясните ему: причина, почему вы выбрали простой виноградный сок, в том, что он ничем не отличается по вкусу, а стоит на 5 грн дешевле, чем сок разрекламированной торговой марки. Или расскажите ему о выгодных предложениях, как вот покупка упаковки бумажных полотенец по более низкой цене.
2. Дайте ребенку в супермаркете определенную сумму денег, например, 50 грн, и попросите его выбрать на эту сумму фрукты в соответствии с вашими требованиями. Так он приобретет опыт принятия финансовых решений.
3. Когда вы ходите по магазинам, проговаривайте вслух процесс принятия вами финансовых решений, задавая такие вопросы: «Это то, что нам очень-очень нужно? Можем ли мы обойтись без этого, поскольку собираемся на ужин в гости?»,«Могу ли я одолжить это у кого-то (во временное пользование), а не покупать?»,«Возможно, это дешевле в другом магазине? Можем ли мы купить два таких предмета вместо одного в магазине уцененных товаров?»
Возраст от одиннадцати до тринадцати лет
Урок: чем больше ты откладываешь, тем быстрее капитализируются твои деньги.
В этом возрасте можно перейти от идеи накопления для краткосрочных целей к идее накопления для долгосрочных. Ознакомьте ребенка с понятием сложного процента, то есть такого эффекта, когда проценты прибыли добавляются к основной сумме и в дальнейшем сами участвуют в создании новой прибыли.
Практические занятия для детей в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет
1. Опишите сложные проценты, используя конкретные цифры, так как исследования показывают, что это более эффективный способ обучения, чем объяснение абстрактных понятий. Разъясните ребенку: «Если ты будешь откладывать по 1000 грн ежегодно, начиная с 14 лет, к 65-ти годам у тебя будет 230 000 грн, но если ты начнешь откладывать в возрасте 35 лет, то к 65-ти сможешь накопить лишь 70 000 грн».
2. Пусть ребенок сам сделает расчеты начисления сложной процентной ставки по формуле:
СУММА = X*(1+%)n, где
СУММА – конечная сумма;
Х – начальная вложенная сумма;
% – процент, начисляемый за период;
n – количество прошлых периодов (лет, месяцев или кварталов).
Так он сможет увидеть, сколько денег заработает, если инвестирует определенную сумму на определенное количество лет, и то, как эта сумма возрастает по определенной процентной ставке. Поощряйте ребенка ознакамливаться также с примерами удачных капиталовложений других людей.
3. Попросите ребенка установить для себя долгосрочную цель, что то более стоящее, чем игрушка, на которую он откладывает деньги. Такого рода компромиссы, называемые альтернативными издержками (затратами неиспользованных возможностей), – то, от чего отказываются в пользу накопления на более глобальные цели, – очень полезные темы для обсуждения. В этом возрасте дети не пытаются экономить, поскольку хотят покупать все, что им нравится, но их необходимо побуждать к размышлению о долгосрочных целях, о том, от чего приходится отказываться ради достижения этих целей. Например, если ваш ребенок привык ежедневно покупать пирожок после школы, он может решить, что стоит откладывать эти деньги на аудиоплеер.
Возраст от четырнадцати до восемнадцати лет
Урок: при выборе университета бери во внимание стоимость обучения в каждом из них.
На сайтах вузов ищите расчет реальной стоимости обучения. Но не позволяйте потенциальным расходам приводить вашего ребенка в уныние. Расскажите, насколько больше зарабатывают выпускники университетов, чем люди без высшего образования, что делает это выгодным капиталовложением.
Практические занятия для детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Обсудите, какой вклад в высшее образование ребенка может ежегодно делать ваша семья. Родители должны начать разговор с ребенком о стоимости обучения в университете в девятом классе. Ранний и честный разговор на тему о том, куда семья может позволить себе отправить ребенка на обучение, поможет детям быть реалистами в вопросе, где они могут учиться.
Но помните, что существует много способов финансирования обучения в университете помимо собственных средств. Вместе с ребенком изучите вопрос, где можно получить максимальную финансовую помощь в виде грантов и стипендии, можно ли получить кредит на оплату обучения, может ли ребенок рассчитывать на обучение за счет государственного финансирования.
2. Попросите ребенка сравнить, какая стоимость обучения в каждом из университетов, которые его интересуют, какие перспективы трудоустройства выпускников и насколько выплаты по кредиту за обучение повлияют на образ жизни семьи и самого ребенка после окончания университета. Как и в случае с любыми инвестициями, проанализируйте, окупятся ли ваши денежные вложения.
3. Вместе с ребенком с помощью информации из соответствующих интернет-ресурсов оцените возможность получения им каких-либо льгот или дополнительной финансовой помощи государства при поступлении и обучении в высшем учебном заведении.
Родители должны стараться, чтобы их дети старшего школьного возраста получали работу на неполный рабочий день. Исследования показывают, что студенты, которые работают двадцать или меньше часов в неделю (например, на территории студенческого городка), имеют более высокие оценки, потому что больше вовлечены в студенческую жизнь. Но ребенок не должен перегружаться. Работа более 20-ти часов в неделю может навредить его успешности.
Возраст более восемнадцати лет
Урок: используй кредитную карту, только если ты уверен, что сможешь полностью восстановить на ней баланс в конце месяца.
Влезть в долги по кредитной карте очень просто, и это может взвалить на плечи студента дополнительное бремя погашения кредита. Кроме того, это может повлиять на его кредитную историю, что, в свою очередь, усложнит для него получение кредита на покупку машины, например, или получение работы. Иногда потенциальные работодатели проверяют кредитную историю претендента на вакансию.
Чтобы изменить тенденцию жить не по средствам и выплачивать огромные проценты по кредиту, очень важно, чтобы родители учили своих детей использовать кредитные карты ответственно (или, что еще лучше, вообще не использовать их без крайней необходимости).
Практические занятия для молодых людей в возрасте более восемнадцати лет
1. Объясните, что когда кто то из родителей является поручителем по кредитной карте ребенка, любые просроченные платежи также могут повлиять на их кредитную историю.
2. Вместе с ребенком ищите и используйте такие кредитные карты, по которым предлагается низкая процентная ставка и отсутствуют разного рода комиссии, плата за обслуживание.
3. Объясните, что важно не использовать кредитку для оплаты повседневных нужд, чтобы, когда возникнут непредвиденные расходы крайней необходимости, ребенок смог оплатить их с помощью своей кредитной карты. Кроме того, расскажите ребенку, что стоит накопить на счете (дебетовой карточке) сумму, равную трехмесячному объему его обычных расходов, а в идеале – шести-девятимесячному объему.
Лора Шин, «Forbes»