Развитие ребенка Статьи Обучение ребенка Уроки финансовой грамотности для детей
Уроки финансовой грамотности для детей
Рейтинг
15

Пять самых важных уроков финансовой дисциплины всемирно известного издания «Forbes»

Уроки финансовой грамотности для детей

Учитывая то, насколько важны для успешной жизни навыки управления финансами, удивительно, что детям не преподают в школах такие предметы, как «Финансы» и «Финансовая дисциплина». Этот пробел могут заполнить родители, преподавая эти важные уроки дома.

Уже в возрасте трех лет дети способны понимать такие финансовые принципы, как сбережения и расходы. А к семи годам, по данным многих исследований, у них формируются определенные финансовые привычки.

Чем раньше родители начинают пользоваться ежедневными возможностями преподавания денежных отношений (например, выдав шестилетнему ребенку 50 грн и позволив ему самостоятельно выбрать фрукты), тем лучше это для детей. Родители чрезвычайно сильно влияют на финансовое поведение своих детей, поэтому именно от нас зависит, сможем ли мы воспитать поколение здравомыслящих потребителей, инвесторов, вкладчиков и дарителей.

Ниже приводятся лучшие уроки управления финансами, которые можно преподавать в любом возрасте, а также соответствующие практические занятия для закрепления выученных навыков.

Возраст от трех до пяти лет

Урок: возможно, тебе придется подождать, прежде чем купить то, что ты хочешь.

Порой этот принцип сложно понять человеку, какого бы возраста он ни был. Тем не менее, способность отложить удовлетворение собственных желаний может предсказать, насколько успешным станет ребенок, когда вырастет. Дети в этом возрасте должны знать, что, если они действительно хотят чего-либо, то должны ждать и копить, откладывать соответствующую сумму, чтобы иметь возможность купить желаемое.

Учить финансовой дисциплине действительно никогда не рано. Преподав малышам соответствующие уроки, вы зададите им тон на будущее. Например, когда вы идете с детьми в магазин и говорите: «У нас нет на это денег», эти маленькие хитрецы знают, что у вас есть кредитные карты. Поэтому лучше сказать так: «Мы пришли сюда, чтобы купить подарок Маше, и мы не будем ничего покупать вам, потому что мы здесь не для этого». В таком случае дети быстро понимают, что поход в магазин не всегда означает, что вы будете покупать что-то для них.

Практические занятия для детей в возрасте от трех до пяти лет

1. Пока ваш ребенок ждет своей очереди покататься на качелях, обсудите с ним, как важно научиться ждать того, что он хочет.

2. Возьмите три банки, подпишите каждую «сбережения», «расходы» и «благотворительность». Каждый раз, когда ребенок получает деньги, например, в качестве поощрения за экономию электроэнергии или на день рожденья, делите деньги поровну на три части и кладите в каждую из банок. Пусть он использует банку «расходы» для мелких покупок, таких как конфеты или наклейки. Деньги в банке «благотворительность» можно отдавать тем, кто в них нуждается, или использовать на пожертвования. Деньги из банки «сбережения» предназначены для более дорогостоящих приобретений.

3. Попросите ребенка поставить перед собой цель, например, купить игрушку. При этом она не должна быть настолько дорогостоящей, чтобы на нее нужно было копить несколько месяцев. В этом случае ребенок просто разочаруется и не сможет сообразить, как накопить такую сумму. Ребенок должен понимать, что откладывает деньги на какую-то конкретную цель, а не по принципу: «О, как мне наскрести еще 100 грн, чтобы купить какую-нибудь радиоуправляемую машинку». Вам необходимо настраивать детей на успех. Если цель вашего ребенка все-таки стоит дорого, придумайте план ее достижения в разумные сроки. Хотя карманные деньги – это выбор каждой семьи, они могут помочь ребенку достигать своих целей.

Каждый раз когда ребенок кладет деньги в банку «сбережения», помогите ему подсчитать, сколько денег у него уже есть, поговорите с ним о том, сколько ему не хватает до достижения цели и когда он рассчитывает ее достигнуть. Дети получают от этого большое удовольствие. Такие беседы учат их, как важно ожидать, терпеть и сберегать.

Возраст от шести до десяти лет

Урок: ты должен сделать выбор, на что тебе лучше потратить деньги.

В этом возрасте важно объяснить ребенку, что деньги имеют свойство заканчиваться, и очень важно принимать мудрые решения, потому что, когда ты потратишь все свои деньги, тебе уже нечего будет тратить. В этом возрасте дети должны продолжать практиковаться в использовании банок на сбережения, расходы и благотворительность, а также устанавливать финансовую цель, а родители должны начать привлекать ребенка к принятию более взрослых финансовых решений.

Практические занятия для детей в возрасте от шести до десяти лет

1. Подключайте ребенка к принятию некоторых финансовых решений. Например, объясните ему, что причина, по которой вы выбрали простой виноградный сок, заключается в том, что он ничем не отличается по вкусу, а стоит на 5 грн дешевле, чем сок раскрученной торговой марки. Или расскажите ему о выгодных предложениях, таких как покупка упаковки бумажных полотенец по более низкой цене.

2. Дайте ребенку в супермаркете определенную сумму денег, например, 50 грн, и попросите его выбрать на эту сумму фрукты, соответствующие вашим требованиям. Так он получит опыт принимать финансовые решения.

3. Когда вы ходите по магазинам, проговаривайте вслух процесс принятия вами финансовых решений, задавая такие вопросы, как: «Это то, что нам очень-очень нужно? Или мы можем обойтись без этого, так как собираемся на ужин в гости?», «Могу ли я одолжить это у кого-то (в пользование), а не покупать?», «Стоит ли это дешевле в другом магазине? Можем ли мы купить два таких предмета вместо одного в магазине уцененных товаров?».

Возраст от одиннадцати до тринадцати лет

Урок: чем больше ты откладываешь, тем быстрее капитализируются твои деньги.

В этом возрасте вы можете перейти от идеи накопления для краткосрочных целей к идее накопления для долгосрочных целей. Познакомьте ребенка с понятием сложного процента, т. е. такого эффекта, когда проценты прибыли прибавляются к основной сумме и в дальнейшем сами участвуют в создании новой прибыли.

Практические занятия для детей в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет

1. Опишите сложные проценты, используя конкретные цифры, потому что исследования доказывают, что это более эффективный способ обучения, чем объяснение абстрактных понятий. Объясните ребенку: «Если ты будешь откладывать по 1000 грн каждый год, начиная с 14 лет, к 65 годам у тебя будет 230 000 грн, но если ты начнешь откладывать в возрасте 35 лет, то к 65-ти годам накопишь лишь 70 000 грн».

2. Пусть ребенок сам сделает расчеты начисления сложной процентной ставки по формуле:

SUM = X * (1 + %)n, где

SUM – конечная сумма;
X - начальная вложенная сумма;
% – процент, начисляемый за период;
n – количество прошедших периодов (лет, месяцев или кварталов).

Так он сможет увидеть, сколько денег он заработает, если инвестирует определенную сумму на определенное количество лет, и то, как эта сумма растет по определенной процентной ставке. Пусть ребенок также читает о примерах удачных капиталовложений других людей.

3. Попросите ребенка установить для себя долгосрочную цель, что-то более дорогое, чем игрушка, на которую он откладывает деньги. Такого рода компромиссы, называемые альтернативными издержками (издержками неиспользованных возможностей), – то, от чего отказываются в пользу накопления на более глобальные цели – очень полезные темы для обсуждения. В этом возрасте дети не пытаются экономить, потому что хотят покупать все, что им нравится, но их необходимо побуждать к размышлению о долгосрочных целях и о том, от чего приходится отказываться ради достижения этих целей. Например, если ваш ребенок привык каждый день покупать пирожок после школы, он может решить, что стоит откладывать эти деньги на аудиоплеер.

Возраст от четырнадцати до восемнадцати лет

Урок: при выборе университета принимай во внимание стоимость обучения в каждом из них.

На веб-сайтах вузов ищите расчет реальной стоимости обучения. Но не позволяйте потенциальным расходам приводить вашего ребенка в уныние. Расскажите, насколько больше зарабатывают выпускники университетов, чем люди без высшего образования, что делает это выгодным капиталовложением.

Практические занятия для детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1. Обсудите, какой вклад в высшее образование ребенка может ежегодно вносить ваша семья. Родители должны начать разговор с ребенком о стоимости обучения в университете в девятом классе. Ранний и честный разговор на тему о том, куда семья может позволить себе отправить ребенка на обучение, поможет детям быть реалистами в вопросе о том, где они могут учиться.

Но помните, что существует много способов финансирования обучения в университете помимо собственных денег. Вместе с ребенком изучите вопрос, где можно получить максимальную финансовую помощь в виде грантов и стипендии, можно ли получить кредит на оплату обучения, может ли ребенок рассчитывать на обучение за счет государственного финансирования.

2. Попросите ребенка сравнить, сколько стоит обучение в каждом интересующем его университете, каковы перспективы трудоустройства выпускников и насколько выплаты по кредиту за обучение повлияют на образ жизни семьи и самого ребенка по окончании университета. Как и в случае с любыми инвестициями, проанализируйте, окупятся ли ваши денежные вложения.

3. Вместе с ребенком с помощью информации из соответствующих Интернет-ресурсов оцените возможность получения им каких-либо льгот или дополнительной финансовой помощи государства при поступлении и обучении в вузе.

Родители должны стараться, чтобы их дети старшего школьного возраста получали работу неполный рабочий день. Исследования показывают, что студенты, которые работают двадцать или меньше часов в неделю (например, на территории студенческого городка), получают более высокие оценки, потому что больше вовлечены в студенческую жизнь. Но ребенок не должен перерабатывать. Работа больше 20-ти часов в неделю может навредить его успеваемости.

Возраст старше восемнадцати лет

Урок: используй кредитную карту, только если ты уверен, что сможешь полностью восстановить на ней баланс в конце месяца.

Влезть в долги по кредитной карточке слишком легко, и это может взвалить на плечи студента дополнительное бремя погашения кредита. Кроме того, это может повлиять на его кредитную историю, что, в свою очередь, усложнит для него получение кредита на покупку машины, например, или получение работы. Иногда потенциальные работодатели проверяют кредитную историю соискателя вакансии.

Чтобы изменить тенденцию жить не по средствам и выплачивать огромные проценты по кредиту, очень важно, чтобы родители учили своих детей использовать кредитные карты ответственно (или, что еще лучше, вообще не использовать их без крайней необходимости).

Практические занятия для молодых людей в возрасте старше восемнадцати лет

1. Расскажите ребенку, что если родитель является поручителем по кредитной карте ребенка, любые просроченные платежи также могут повлиять на кредитную историю родителей.

2. Вместе с ребенком ищите и используйте такие кредитные карты, по которым предлагается низкая процентная ставка и отсутствуют разного рода комиссии, плата за обслуживание.

3. Объясните, что важно не использовать кредитную карту для оплаты повседневных нужд, чтобы, когда возникнут непредвиденные расходы крайней необходимости, ребенок смог оплатить их с помощью своей кредитной карты. Кроме того, расскажите ребенку, что стоит накопить на счете (дебетовой карте) сумму, равную трехмесячному объему его обычных расходов, а в идеале – шести-девятимесячному объему.

Лора Шин, «Forbes»

Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 3 оценок.

Развитие ребенка
23.12.2015

Генераторы практических заданий
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментарования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев


Чтобы получать все публикации
от сайта «Развитие ребенка»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Розвиток дитини

Спасибо,
не показывайте это мне!

Поздравляем, Вы подписаны! Получите письмо и активируйте рассылку