Развитие ребенка Статьи Психология ребенка Возрастной период, сопряженный со страхами

Программа подготовки к школе Узнать больше

Возрастной период, сопряженный со страхами
Рейтинг
5

Cемь советов о том, как помочь маленьким детям справляться с чувством тревоги и страха

Возрастной период, сопряженный со страхами

Для начала представим следующие ситуации:

  • Однажды ваш бесстрашный пятилетний малыш вдруг отказывается отходить от вас в парке и говорит: «Я боюсь, что птицы меня съедят». При этом он смотрит на крошечных ласточек, как на ужасных чудовищ.
  • Трехлетний мальчик, которого буквально недавно мама нашла гордо улыбающимся верхом на холодильнике, внезапно решает, что «качели очень страшные» и они «бухнут меня на землю».
  • Шестилетняя девочка, которая всегда, как сурок, сладко спала в своей постели, вдруг начинает бояться укладываться спать и каждую ночь прибегает к вам в кровать.
  • Ваш счастливый четырехлетний ребенок вдруг становится замкнутым и прилипчивым, отказывается играть с друзьями и постоянно сидит у вас на коленях. И, что еще хуже, он снова начинает сосать большой палец!

Дошкольный и младший школьный возраст иногда омрачается преувеличенными страхами, странными тревогами, ночными кошмарами и другими свидетельствами незащищенности, которые даже самых уверенных родителей могут заставить испытать сочетание смятения, огорчения, беспокойства и собственной несостоятельности. Это явление часто сопровождается регрессией в развитии ребенка, принимающей разные формы – от конфузов с горшком до снохождения и сосания пальца. Зачастую в этот возрастной период повышается количество случаев проявлений негативного поведения ребенка, обусловленных совершенно неосознанными мотивами.

Итак, что же происходит?

Нет, это не какой-то сверхранний подростковый гормональный всплеск или реакция на токсическое или экологическое воздействие. И, вероятно, не травматическая реакция на изменения в жизни, такие как переезд или переход в новый садик или школу, хотя они тоже могут усугубить проблему. Имейте в виду, что в редких случаях такое поведение может быть симптомом тревожного расстройства, проявлением чрезмерного уровня стресса или последствиями плохого обращения или даже насилия. Если вы подозреваете, что любое состояние из вышеперечисленных может служить причиной поведения вашего ребенка, обратитесь за профессиональной помощью и постарайтесь оценить ситуацию как можно детальнее.

Как правило, внезапная тревожность детей дошкольного и раннего школьного возраста – это просто еще одна нормальная стадия развития, свидетельствующая об их когнитивном росте. Другими словами, как бы странно это ни звучало, страх может быть признаком зрелости!

Дети в возрасте от трех до шести лет (имейте в виду, что это не точный возрастной диапазон, дети – это личности, а не запрограммированные роботы!) начинают понимать, что их родители – не всемогущие существа, которыми они их считали когда-то. Понимание этого факта может приводить к дискомфорту и приносить много беспокойства, поскольку дети также начинают осознавать, что за пределами их безопасного, маленького дома существует целый огромный мир и что этот мир полон потенциальных опасностей, непонятных угроз и еще много чего большого и страшного.

Что же делать родителям со своими робкими мышками-трусишками?

Во-первых, следует помнить, что не существует единственного, универсального «лекарства». Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой, и отзывчивость на его уникальные потребности означает умение распознавать сигналы ребенка, которые подсказывают, что поможет или помешает ему пройти через эту беспокойную стадию развития.

Вот некоторые идеи, которые могут помочь родителям.

1. Прежде чем заставлять ребенка «взглянуть своему страху в лицо», подумайте, а вам помогло бы, если бы кто-то бросил на вас паука, которого вы смертельно боитесь, или закрыл бы вас в шкафу, когда вы страдаете клаустрофобией? Если ответ «НЕТ!», то проявляйте уважение к чувствам вашего ребенка и постарайтесь найти другое решение проблемы.

2. Когда ребенок выражает свою озабоченность, не поддавайтесь искушению минимизировать ее значение. Если малыш говорит: «Я боюсь монстров, которые влезают в мое окно», постарайтесь не отвечать ему «Монстров не существует». Помните: ребенок понимает, что вы не всемогущи, а это значит, что вы также не всезнающи! Вместо того чтобы успокоиться от ваших слов, он подумает, что вы просто не все знаете о монстрах, поэтому не можете ему помочь и, соответственно, обеспечить его безопасность. Лучше вместе с ребенком придумайте несколько идей, как не подпустить этих монстров и отпугнуть их. Не нужно говорить также о том, что монстры существуют на самом деле, попробуйте сказать что-то вроде: «Давай подумаем о твоей безопасности. Что, если папа выбросит всех монстров в мусорный бак, а мусороуборочная машина увезет их подальше?». Не бойтесь выглядеть «серьезно-глупыми». Другими словами, примите страхи ребенка всерьез, но предложите дурашливое решение, которое поможет представить, как монстры (или любые другие страхи) ушли навсегда.

3. Помогите ребенку сделать «сейф для кошмаров» из обувной коробки. Вечером, перед тем как приходит время укладываться в кровать, сядьте рядом с малышом и попросите его сложить все пугающие мысли в коробку, которую вы потом заберете с собой и спрячете на то время, пока он спит. Пусть ребенок знает, что, если ему приснится плохой сон, он может прийти к вам даже посреди ночи, и вы поможете малышу убрать страшный сон в коробку, чтобы он снова смог заснуть спокойно.

4. Избегайте таких фраз, как «Ты уже большой мальчик» и «Так делают только малыши». Вместо этого поощряйте ребенка делать то, что он, на ваш взгляд, уже умеет. Например, если он уже может взбираться по лестнице на горку, но застревает на полпути и просит вас о помощи, подойдите ближе к ребенку, чтобы он знал, что вы рядом и готовы прийти на помощь в случае необходимости. Затем устно поощрите его: «Я знаю, что ты можешь это сделать. Если тебе понадобится моя помощь, я здесь». Но не давите на ребенка. Если он расстраивается или настаивает на том, что не может покорить эту вершину, помогите ему спуститься. Помните: дело совсем не в горке. Ребенок пытается убедиться, что по-прежнему может доверить вам заботу о себе, что он по-прежнему в безопасности с вами.

5. Если возникает необходимость прогнать случайного монстра, забравшегося в шкаф или под кровать, попробуйте сделать свой собственный «Антимонстровый спрей». Дети будут в восторге от него. Сделайте спрей из бытового распылителя, с рожицей монстра из кусочков ткани или наклейками. Наполните распылитель водой, добавьте в нее немного цветочного освежителя воздуха (потому что «Монстры терпеть не могут запаха цветов!»), немного блесток для волшебства, а затем попросите папу притвориться чудищем и с визгом убегать, когда на него распыляют волшебный спрей. Ролевые игры с детьми (вообще любые игры!) – мощный инструмент для обучения их умению справляться с трудностями. Небольшое профилактическое распыление спрея в шкафах и под кроватью перед сном – это все, что нужно, чтобы придать ребенку уверенность в том, что он прогнал всех чудовищ и может спать спокойно.

6. Если регрессия в развитии становится проблемой, имейте в виду, что так ваш ребенок успокаивает себя, возвращаясь в то время, когда он чувствовал себя в безопасности. Вместо того чтобы наказывать его, высмеивать, подкупать или иным способом пытаться «контролировать» его поведение, помогите ему ощутить чувство комфорта приемлемым способом и продемонстрируйте, что ребенок может доверить вам удовлетворение его потребности в комфорте и безопасности. Это относится и к проявлениям раздражения и истерикам ребенка. Безусловно, нужно установить ограничения и в достаточной мере руководить им, но помните, что наказание чаще всего отталкивает детей от родителей, а не способствует установлению связи с ними. Так как ребенок и без того реагирует на чувство обрыва связи с вами из-за осознания вашего нового статуса «не супергероя», отталкивая его еще дальше, вы только усугубите проблему, а не решите ее.

7. Просто слушайте. Это самое простое решение довольно сложной задачи. Сбавьте темп и найдите время, чтобы просто погулять с ребенком. Сядьте рядом с ним вечером и спокойно наблюдайте, как малыш рисует, или играйте в настольную игру вместе с ним. Полежите с ребенком на его кровати в течение нескольких минут, прежде чем он заснет, и поговорите о прошедшем дне. Один тот факт, что вы уделяете ребенку время, чтобы успокоить его, насладиться его компанией и восстановить связь с вами, поможет ему преодолеть свои страхи.

Далее представлены советы, которые прекрасно подойдут детям на этом беспокойном этапе их жизни.

  • Уважайте потребность ребенка в личном пространстве.
  • Никогда не стыдите его прилюдно.
  • Давайте ребенку время на привыкание к новым ситуациям.
  • Давайте ему время на раздумья, не требуйте немедленного ответа.
  • Не перебивайте, не прерывайте малыша.
  • Заранее сообщайте ему о предстоящих переменах.
  • Предупреждайте ребенка за 15 минут о том, что он должен прекратить любое свое занятие.
  • Делайте ребенку замечания один на один.
  • Обучайте ребенка новым навыкам с глазу на глаз.
  • Помогите ему найти одного лучшего друга с похожими интересами и способностями.
  • Не заставляйте ребенка заводить много друзей.
  • Уважайте особенности темперамента вашего ребенка и не пытайтесь его переделать.

Помните: так же, как и все остальные этапы развития, наступивший «возраст страха» не будет длиться вечно. Тесная, доверительная связь с ребенком и открытое общение с ним в любом возрасте и на всех этапах развития помогут облегчить гармоничный путь взросления и будут поддерживать ваши взаимоотношения с малышом крепкими и здоровыми.

Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.

Развитие ребенка
01.06.2016

Генераторы практических заданий
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментарования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев


Чтобы получать все публикации
от сайта «Развитие ребенка»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Розвиток дитини

Спасибо,
не показывайте это мне!

Поздравляем, Вы подписаны! Получите письмо и активируйте рассылку