Развитие ребенка Статьи Воспитание ребенка Как формировать у ребенка нужную привычку
Как формировать у ребенка нужную привычку
Рейтинг
5

Практическое руководство, благодаря которому родители могут помочь детям приобрести привычки

Как формировать у ребенка нужную привычку

Вы никогда не задумывались о том, почему одни порядки устанавливаются надолго, а другие остаются безуспешными? Представим, что вы воспитали у детей хорошую привычку вовремя ложиться спать, но при этом по утрам прикладываете огромное количество усилий, чтобы поднять их с кровати и отправить в школу без опоздания, вытерпев возмущение и недовольство.

Почему так происходит? Разве не было бы замечательно, если бы мы могли просто выяснить секрет формирования постоянных привычек?.. Оказывается, есть один подходящий метод! Он основывается на удивительном исследовании в области нейронаук и предлагает нам план выработки любой нужной нам привычки.

Программа формирования привычки

По мнению специалистов, процесс формирования привычки имеет форму замкнутой петли, и, для того чтобы создать любую новую привычку, нам просто нужно обеспечить наличие всех ее элементов.

Составляющие петли привычки:

  • 1. Условный сигнал.
  • 2. Последовательность действий (шаблон).
  • 3. Награда (польза).
  • 4. Тяга (движущая сила).

№ 1. Условный сигнал

Сигнал – это спусковой механизм, который дает мозгу команду проверить, существует ли предустановленная процедура (последовательность действий) для подобной ситуации, и если она существует, то в этом случае мозг инициирует ее запуск.

В некоторых случаях пусковой сигнал для повторяющихся задач уже присутствует. Так, например, по утрам, когда звонит будильник или вы поднимаете ребенка с постели, для него это сигнал о необходимости приступить к выполнению утренних процедур.

В других случаях нам, возможно, надо будет специально создать такой сигнал – например, когда ребенок заканчивает ужинать, это может служить для него условным сигналом, что нужно приниматься за домашнюю работу.

Чрезвычайно важно сделать так, чтобы сигнал был очень конкретным событием и все заинтересованные лица знали о том, что оно происходит.

№ 2. Последовательность действий (шаблон)

Последовательность действий предпринимается согласно сигналу для достижения цели. Рассмотрим пример утренних сборов детей в школу. Что происходит в промежутке между пробуждением и выходом из дома?

Вот несколько советов, которые помогут создать эффективную последовательность действий:

  • Действия должны быть простыми. Для утреннего порядка действий подойдут такие простые процедуры, как пробуждение → приведение себя в порядок → завтрак → одевание → надевание школьного рюкзака → выход. Это означает, что все остальные действия, не описанные в этой схеме, должны происходить раньше, заблаговременно. Например, нужно выполнить домашнее задание и сложить тетради в рюкзак накануне вечером. Если ребенок любит подолгу выбирать одежду, он тоже должен определиться со своим нарядом вечером, и так далее.
  • Установите четкие правила. Например, «Если мы приготовились к выходу из дома раньше установленного времени, то можем немного поиграть» (другими словами, мы не можем играть, пока не подготовимся к выходу).
  • Придерживайтесь собственных правил – постоянство имеет первостепенное значение. Точная последовательность действий, которую мы устанавливаем, и правила, которые мы выбираем для того, чтобы следовать установленному порядку действий, не настолько важны, как постоянное соблюдение этих правил. Постоянство имеет огромное значение при установлении порядка действий. Поэтому придерживайтесь установленного порядка, даже если это не очень удобно для вас, по крайней мере, первые нескольких раз. Касательно вышеизложенного примера утренней последовательности действий это означает, что завтрак должен быть готов к тому моменту, когда дети приведут себя в порядок, даже если для этого вам придется проснуться немного раньше. Обратите внимание, что мы могли бы так же легко установить правило, гласящее: «После гигиенических процедур дети несколько минут играют, пока мама/папа готовит завтрак». Важно найти баланс между удобством и целесообразностью, подходящий для семьи, а затем придерживаться правил.
  • Закладывайте некоторый запас времени в вашу утвержденную последовательность действий. Родители знают, что не всё и не всегда идет по расписанию. Иногда необходимо вытереть пролитое молоко, найти без вести пропавший носок, поменять пакет для сменной обуви, так как у старого порвалась ручка, подкрутить крышечку бутылки с водой, начавшей протекать... Практически все, что может пойти не так, в тот или иной момент непременно случается. Необходимо заложить некоторые запас времени на непредвиденные ситуации.
  • Добавьте немного удовольствия в последовательности действий. Веселые занятия гораздо лучше, чем муштра. Если мы хотим добиться результатов, нам нужно сделать так, чтобы все получали удовольствие от повседневных занятий. Вот так просто.

№ 3. Награда (польза)

Награда – это то, что заставляет наш мозг определить, стоит ли откладывать в памяти ту или иную последовательность действий.

Большинство людей думают, что польза (награда) является ключевым элементом любой привычки, и полностью сосредотачиваются на ней. Но многие специалисты считают, что награда – это наименее важный элемент петли привычки!

Не поймите это неправильно, награда – это необходимая составляющая формирования привычки. Но как только привычка выработается, мы легко можем удалить награду, и привычка останется. Поэтому нет необходимости делать акцент на тщательном выборе правильной награды.

На данный момент выберите любую награду, которая, по вашему мнению, подойдет для вашей семьи. Набор игрушечных солдатиков, поездка в зоопарк, поход в парк – все, что вы можете предложить, – отлично подойдет. Однако имейте в виду, что все, что мы делаем как родители, должно основываться на доверии. Поэтому само собой разумеется, что если мы обещаем вознаграждение, мы должны предоставить его несмотря ни на что.

№ 4. Тяга

Это на самом деле наиболее важная часть петли привычки. Тяга – это то, что заставляет нас повторять шаблон действий снова и снова, пока он настолько прочно не закрепится в цепочках памяти нашего мозга, что мы будем продолжать выполнять определенную последовательность действий, даже если через какое-то время награды больше не будет.

В нашем случае тяга бывает двух видов:

  • 1. Искусственная тяга – создается с помощью выбранного нами вознаграждения.
  • 2. Естественная/природная тяга, которая создает для нас мать-природа!

Искусственная тяга – это ощутимое удовольствие от получения награды. С другой стороны, естественная тяга нематериальна, но в целом она приносит гораздо более глубокое удовлетворение. В ней также есть два уровня: первый уровень – это стремление ребенка к получению любви и одобрения родителей. На следующем уровне стоит врожденная, внутренняя радость, которую получает каждый человек, когда поступает правильно по правильным причинам.

Наша цель начать с самого легкого – искусственной тяги, а затем постепенно помогать детям становиться все более и более внутренне мотивированными.

Подведение итогов

Итак, вот основные этапы нашего хитрого плана:

  • Выберите сигнал, последовательность действий и награду.
  • В течение первых нескольких дней мягко руководите своими детьми при выполнении установленной последовательности действий.
  • В первое время от детей следует ожидать некоторого естественного сопротивления, и все может пойти не так гладко, как вам хотелось. В любом случае, сохраняйте спокойствие. Напоминайте себе о том, что усилия временны, – как только вы установите последовательность действий (определенный шаблон), вам не придется напрягаться так сильно.
  • Ждите момента, когда ребенок сделает все правильно, и затем выразите ему свою радость и гордость за него. Не обязательно проявлять свой восторг бурно или чрезмерно. Просто дайте ребенку понять, что вы воспринимаете его усилия позитивно, улыбнитесь, обнимите, похлопайте его по спине и т. д. В качестве примера, возвращаясь к нашему утреннему сценарию, описанному выше, когда вам удастся подготовить ребенка к выходу из дома без каких-либо проблем, вы можете сказать: «Ты сегодня так быстро позавтракал! Смотри, благодаря твоим усилиям мы выходим из дома вовремя, и можем гораздо спокойнее ехать в школу. Давай в дороге послушаем нашу любимую музыку!».
  • Затем напоминайте ребенку о его маленьких победах при любой возможности, особенно когда он терпит неудачу в чем-либо другом. Например, если во время ужина ребенок больше размазывает еду по тарелке, чем ест ее, удержитесь от соблазна сделать ему замечание. Вместо этого улыбнитесь и скажите: «Знаешь, папа, Ваня сегодня утром так быстро позавтракал! Мы всю дорогу праздновали его успех, распевая наши любимые песенки. Сынок, хочешь рассказать об этом папе?». А потом мягко напомните ему о необходимости доесть еду с помощью невербальных сигналов. Устройтесь поудобнее и наслаждайтесь ужином, наблюдая, как ребенок с удовольствием рассказывает папе историю своего утреннего подвига с завтраком. В таком состоянии он, скорее всего, так же быстро закончит свой ужин, как и завтрак, потому что напоминание о первой маленькой победе подсознательно мотивирует ребенка на достижение следующей. (Если это не происходит сразу, будьте терпеливыми, в конечном итоге это случится).
  • Добавляйте одну маленькую победу к другой. Когда ребенок ужинает, сделайте удивленное выражение лица и скажите: «Вот это да, ты опять сделал это, ты почти справился с ужином! Осталось всего четыре кусочка». Повторите это на следующее утро, помогая ребенку справиться с повседневными процедурами, и так далее.

Забавно, насколько хорошо это работает. Вы просто не сможете оценить эффективность этого плана, пока сами не попробуете!

Первая победа – это самая трудная часть, но как только вы справитесь с этой задачей, дела пойдут великолепно. Когда вы дадите успешный импульс, то сможете настолько гладко и спокойно формировать любой шаблон, любую последовательность действий, что это превзойдет все ваши ожидания!

Заключение

Таким образом, если мы хотим помочь детям преуспеть в формировании привычек, то должны убедиться в том, что:

  • Мы выбрали четкий сигнал, простой шаблон и награду, которой хотят дети.
  • Мы прикладываем все усилия, чтобы помочь детям справиться с установленной последовательностью действий первые несколько раз.
  • Когда дети добиваются успеха, мы даем им награду, которую они ожидают, плюс дополнительное вознаграждение в виде положительного подкрепления.
  • С течением определенного периода времени материальное вознаграждение теряет свою привлекательность. Мы его постепенно упраздняем, но при этом следим за сигналами, которые подают нам дети по этому поводу. Мы по-прежнему предлагаем свою похвалу, поддержку и положительное подкрепление.
  • Через более длительный промежуток времени, когда дети начинают становиться все более и более внутренне мотивированными, мы самоустраняемся из процесса и позволяем им создавать свои собственные шаблоны, которые отвечают потребностям всей семьи.
  • Мы не успеваем оглянуться, как жизнь превращается в прекрасное путешествие, каким она и должна быть!

Это похоже на выбор растения, которое вы хотите посадить в огороде. Вы можете посадить несколько однолетних ранних сортов и получить быстрый урожай, но при этом вам придется сажать их каждый год. Или можно приложить немного дополнительных усилий и посадить фруктовый сад. Вы будете дольше ждать первого урожая, но сможете пожинать плоды своего труда из года в год в течение десятилетий!

Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.

Развитие ребенка
18.08.2016

Генераторы практических заданий
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментарования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев


Чтобы получать все публикации
от сайта «Развитие ребенка»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Розвиток дитини

Спасибо,
не показывайте это мне!

Поздравляем, Вы подписаны! Получите письмо и активируйте рассылку